Такамура Коун - культовый японский скульптор

Такамура Коун (1852 - 1934) – известный японский скульптор, специализировавшийся на буддийских скульптурах.


В свое время мастер был вынужден терпеть нищету, продолжая делать скульптуры из дерева, поскольку в 1870-1880-е годы эпохи Мэйдзи был высок спрос на произведения из кости:

«Мой учитель подарил мне резец для дерева, и я не могу предать его доверие и семейное дело и ради заработка бросить резьбу по дереву, переключившись на кость».

В 1887 году, когда была открыта Токийская школа изобразительных искусств, Такамура Коун был приглашен двумя искусствоведами – Эрнестом Феноллоза и Окакурой Тэнсин – для того, чтобы возглавить отделение резьбы по дереву.

Позже он был назван Мастером Императорского двора и получил почетное звание Высшего четвертого ранга.

Такамура Коун немного отходил от буддийской традиции резьбы по дереву, используя в своей работе западные подходы, чтобы подчеркнуть реалистичность своих произведений.

Также он освоил литье скульптуры из бронзы. Несмотря на то, что традиции бронзовой скульптуры Японии уже больше тысячи лет, скульптуры в западном стиле для Японии в то время были ультрасовременны. В течение последующих нескольких десятилетий работы Такамуры Коун были показаны на многочисленных международных и японских выставках, где часто завоевывали высокие награды.

С 1907 года он был регулярным членом жюри на официальных государственных выставках.

Одними из самых известных произведений Такамура Коун являются скульптура из дерева «Старая обезьяна» (Токийский национальный музей), бронзовая статуя Сайго Такамори в парке Уэно, а также статуя Кусуноки Масасигэ во внешних садах Императорского дворца в Токио.

Скульптуры, созданные Такамура Коун, до сих пор поражают искусностью даже самих мастеров резьбы из дерева и кости. Судя по предметам, дошедших до наших дней, на каждую работу у мастера уходило колоссальное количество времени и сил. Учитывая отсутствие освещения и технологичных приспособлений в те годы, можно сделать вывод о том, что только заточка инструмента для резьбы занимала каждый день по много часов. На резьбу у мастера оставалось 2-3 часа в день, за это время он мог обработать около 3 сантиметров поверхности.

Интересно также, что гладкая «глянцевая» поверхность созданных им окимоно – это результат не полировки, как кажется на первый взгляд, а детальнейшей работы резцом.


Cкульптура из дерева «Старая обезьяна». Токийский национальный музей