Мастер японской школы керамики Кутани - Кадзунори Такэгоси

Японский керамист Такэгоси Кадзунори - уникальный мастер, сочетающий в своем творчестве традиционные японские техники изготовления керамики и узбекскую стилистику, создает удивительные по своему смысловому наполнению вещи. Глядя на них, погружаешься в атмосферу Востока - это не только столовый предмет, но и частичка души мастера - произведение искусства, запоминающееся надолго.

Мастер японской школы керамики Кутани - Кадзунори Такэгоси

Кадзунори Такэгоси родился в 1956 году в г. Номи (префектура Исикава), окончил колледж искусств в Канадзава и на сегодняшний день является выдающимся мастером школы Кутани. Будучи обладателем имени Такэгоси в пятом поколении, сегодня он не только смело отринул традиционные декоративные мотивы, колористические решения и формы своих предшественников и современников, но и демонстрирует, что Кутани может быть современным стилем. Работы Кадзунори заслужили множество наград, а незаурядный стиль керамиста занял почетное место в школе с относительно молодой историей.

Для того, чтобы оценить новаторство Кадзунори Такэгоси, необходимо упомянуть предшественников и вкратце осветить ранний период его творчества.

К первому поколению относится мастер периода Мэйдзи (1868 – 1912 гг.) - Дзэмбэй Такэгоси. Одна из его работ экспонируется в Галерее КАСУГАЙ, где можно оценить фигуру фазана с традиционной полихромной росписью Кутани. Дзэмбэй, в свою очередь, был одним из самых талантливых учеников Кутани Сёдза(1816-1883 гг.), мастера эпохи Эдо (1600 – 1868 гг.), первого керамиста, начавшего использовать анилиновые красители, завезенные с континента в сочетании с обильным золочением. Авторский стиль Сёдза более других стилей знаменит за пределами Японии и называется «японским Кутани», а самого Сёдза называют отцом Кутани.

Такэгоси Дзэмбэй, курильница для благовоний «Фазан»

Таким образом, можно не только проследить связь поколений, связь эпох, ту незримую нить, тянущуюся еще с эпохи Эдо и непревзойденного Сёдза Кутани, но и проследить, как мастера развивают стиль Кутани, воплощая свои творческие замыслы.

Творчество Такэгоси Кадзунори условно можно разделить на два периода - до 1995 года, когда мастер посетил Узбекистан и после («самаркандский» период). До поездки в Узбекистан, в работахКадзунори превалирует зеленый цвет различных оттенков в сочетании с белым фоном черепка изделий, покрытого прозрачной глазурью. Излюбленными мотивами были природные – цветы (пионы, шафран, травы) и птицы (воробьи и цапли). Декоративным акцентом выступала золотая луна, чей неполный, обрезанный слева силуэт стал своеобразной визитной карточкой мастера и также присутствует в керамике «самаркандского» периода.

Блюдо Кутани. Стиль Сёдза. Возможно, сам Сёдза.

Путешествуя по Узбекистану, Кадзунори Такэгоси настолько был поражен великолепием убранств узбекских мечетей, что задумал «самаркандскую» серию фарфора.

Вазы, чайные сервизы, курильницы были наполнены синевой ночного неба. Сам мастер назвал этот оттенок «самаркадский синий». В этих работах мы вновь видим неполный золотой диск луны, характерный для работ мастера.

То тут, то там в декоре изделий встречаются тихие задумчивые старцы. Они читают, молятся, беседуют и неспешно прогуливаются или едут на повозке, груженой хворостом. До этого удивительного фарфора в Кутани жанровые сцены присутствовали лишь в начале XIX века, в творчестве Аоки Мокубэй и частично в Сёдза, но объектом изображения были даосские монахи или знать китайского двора. Япония всегда смотрела на своего «старшего брата» и училась у него. Кадзунори вносит новое дыхание и использует сюжеты непривычные как для Японии, так и для Европы.

Сам мастер назвал свою серию и многочисленные выставки, на которых он ее представлял «Далёкий день» - 遠い日. Очевидно, что название родилось вследствие впечатления от путешествия по стране голубых сводов мечетей и арабской вязи.

Кутани сравнительно молодой стиль фарфора, ему чуть более 350 лет, но он не стоит на месте. Новые мастера дают новую жизнь уже устоявшимся канонам, смело импровизируют с формами и колоритом, а мы, современники, можем воочию увидеть это перерождение стиля.