Японская кукла – загадка духа в человеческих очертаниях

В Японии все вещи одухотворены и каждая по отдельности является местом обитания того или иного духа. Этим отчасти и объясняется уникальная стилистика и неповторимость пластики японских кукол. Мастер-кукольник, работая над своим произведением, осознает всю возложенную на него ответственность – создать такую оболочку, которая будет достойна того, чтобы дух решил поселиться в ней.

Японская кукла – загадка духа в человеческих очертаниях

Японские куклы носят название нингё (人形). Дословно нингё означает “человеческие очертания".

Куклы в Японии имеют совершенно удивительные черты лица, сильно напоминающие человеческие. Черты лица и формы тела искусственно доводятся до совершенства, чтобы обозначить идеальную красоту души, заключенную в эту вещь. Одежде кукол также уделяется особое внимание. По сути, японская кукла – это особый самостоятельный жанр японского искусства.

Существуют различные типы японских кукол: куклы – дети, куклы – члены императорского двора, воины и герои, сказочные персонажи, боги и демоны, простые горожане.

Но независимо от того, какого персонажа олицетворяет кукла, художественное исполнение в любом случае остается на самом высоком уровне.

Многие куклы имеют древнюю традицию, другие появились уже в наше время. Функционал кукол также отличается: существуют куклы-обереги, куклы-талисманы, церемониальные куклы для национальных праздников, такие, как Хинамацури или Кодомо но Хи.

Некоторые куклы несут в себе ремесленные традиции, присущие тому или иному региону Японии, другие производятся в качестве сувениров для храмов и сувенирных лавок. Существует и особый новый жанр шарнирной японской куклы, который на сегодняшний день является предметом внимания коллекционеров.

Немного истории…

Прототипом первых кукол в Японии послужили фигурки Догу, больше напоминающие инопланетных существ, еще в период Дзёмон (8000-200 до н.э), а также Ханива – погребальные фигуры, получившие широкое распространение в период Кофун (около 300-600 н.э.).

Некоторые храмовые летописи содержат записи об обычае изготовления кукол из травы, которых благословляли и бросали в реку в Исэ в 3 в. до н.э.. Вполне вероятно, что этот обычай был даже более древним, и послужил прототипу церемонии современного Кукольного фестиваля или Хинамацури.

На пике эпохи Хэйан уже сформировались определенные персонажи, к примеру, герои всемирно известного литературного произведения Леди Мурасаки «Повесть о Гэндзи». Девочки играли с куклами и кукольными домиками, женщины делали куклы-обереги для своих детей, куклы использовались в религиозных церемониях, принимая на себя грехи человека, который к ним прикасался.

Окигари-кобоси и куклы-неваляшки появились в 14 веке и делались из папье-маше. Они несли благопожелательную энергетику и выполняли функцию оберега для защиты от темных сил.

Вероятно, первыми профессиональными кукольниками были храмовые скульпторы, которые использовали свои навыки для изготовления деревянных раскрашенных фигурок детей – куклы сага. Возможности этого жанра с использованием резьбы по дереву, блестящего лака гофун, сделанного из раковин устриц и клея были огромными.

В закрытый период Эдо (1603-1867) жанр кукольного мастерства получил свой наибольший расцвет, поскольку появилась особая прослойка зажиточных людей, которые готовы были платить немалые деньги за то, чтобы поставить кукол у себя дома или преподнести в качестве ценного подарка. Кукольные сеты стали включать в себя все больше фигур зажиточных граждан и знаменитостей. Тенденции жанра серьёзно контролировалась и предопределялись государством.