Бумага "васи" - элемент национальной идентификации

Человек использует бумагу ежедневно и не задается вопросом, как такой простой материал может быть интересен и сколько в нем тайн и загадок. Наша задача – изменить угол зрения на этот простой предмет и открыть его волшебство.

Бумага

Считается, что бумага была изобретена в Китае Цай Лунем в 105 г.н.э., но были найдены и более ранние образцы. В Японию бумага была завезена из Китая около 1300 лет назад. В «Анналах Японии» («Нихонги» - 720 г.н.э.), утверждается, что китайские методы изготовления чернил и бумаги были завезены в Японию корейским буддистским священником Донтё (Doncho) в 610 г.

«Васи» ( японская бумага) с давних пор противопоставляется «йоси» — европейской бумаге машинного производства и соединяет в себе необычайную прочность и удивительную гибкость.Дзюнъитиро Танидзаки – японский прозаик - пишет следующие строки о японской бумаге: «Говорят, что бумага — изобретение китайское. В то время, как в европейской бумаге мы видим только предмет практической необходимости и ничего больше, при взгляде на бумагу китайскую или японскую мы воспринимаем от нее какую-то теплоту, доставляющую нам внутреннее успокоение… Поверхность европейской бумаги имеет склонность отбрасывать от себя лучи, в то время как поверхность хосё и тоси мягко поглощает в себе лучи света, подобно пушистой поверхности первого снега… Прикосновение к ним дает то же ощущение, что и прикосновение к листьям дерева: бесшумности и некоторой влажности».

В Японии изготовление бумаги имеет древние традиции, и японцы научились смотреть на бумагу как на ценный материал, который можно использовать для выражения своих эстетических воззрений практически в любой сфере жизни. На сегодняшний день в Японии сохранился ряд центров, в которых долгое время изготавливают бумагу ручного литья. Сорта бумаги различаются по месту изготовления и часто носят название той или иной префектуры. К примеру, на севере Японии, в Митиноку, изготовлялась плотная белая бумага со слегка морщинистой фактурой, которая так и называлась — «бумага митиноку». Рюноскэ Акутагава пишет в своих воспоминаниях: «...яркий свет разрисованного осенними травами фонаря-гифу», имея в виду знаменитые фонари, изготавливаемые в префектуре Гифу.

Традиции создания бумаги передавались из поколения в поколение и содержали в себе частичку души мастеров. Эта тесная связь между изготовителем бумаги и её пользователем привела к тому, что васи превратилась в неотъемлемую часть культуры Японии, элемент национальной идентификации. Бумага васи давно вошла в сферу декоративно-прикладного искусства как самостоятельный эстетический объект. « Ручная бумага всегда полна очарования…Чем она совершеннее, тем труднее мне использовать ее для тривиальных целей. Для васи все будет оскорбительным, кроме превосходной каллиграфии. Это просто чудо… Ее красота кроется в простоте. Хорошая бумага вдохновляет нас думать о хороших вещах» - замечает в своём эссе Соэцу Янаги.

Придворная дама XI в. н.э. Мураса-ки Сикибу в своем известном романе «Гэндзи-моногатари» («Повесть о Гэндзи») уделяет много внимания описанию различных сортов бумаги.


Существовал дворцовый обычай обмена письмами, поэтому читатели того времени без лишних слов понимали символический подтекст письма, основываясь на цвете и запахе бумаги. А ведь и в европейских традициях существовал подобный обычай – придворные дамы ароматизировали бумагу лучшими духами. То есть бумага сама по себе передавала значительную часть смысла послания...

Более подробно с тем, как применяется бумага в искусстве и интерьере Вы можете ознакомится в наших соцсетях Галерея японского искусства KASUGAI.