Сервиз Сацума из двенадцати чайных пар с цветочным декором

SA12-08/15
  • Мастер
    Мастерская Кинкодзан
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Мэйдзи (1868–1912)
  • Материал
    керамическая масса, золотая краска, надглазурные краски
  • Размер
    чашка - 8.5 х4 см, блюдце - 12.5 см
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: SA12-08/15

Сервиз состоит из двенадцати чайных пар, выполнен из тонкой светлой керамической массы, характерной для мастерских провинции Сацума конца XIX – начала XX веков. Цвет черепка и наличие характерного кракелюра на прозрачной глазури позволяет говорить о том, что «бельё» было выполнено в мастерских Сацума по заказу мастерской Кинкодзан в Киото.

Предметы декорированы в стиле кё-сацума (Киотоская Сацума) с характерным обильным использованием в декоре кобальта глубокого синего цвета и золота. Каждый предмет богато украшен росписью с изображением цветов и птиц. Внутренняя сторона чаши декорирована цветами, набор цветов и птиц уникален для каждой пары: изображены цветущая слива, сакура, вистерия, магнолия, лотос, пионы, вьюнок югао, - цветы, обладающие богатой благопожелательной символикой и ассоциациями с японской классической литературой и поэзией. Также росписи подобного характера соответствовали программе «цветы четырёх времён года», хотя в данном

случае строгое следование этой программе неочевидно. Роспись выполнена виртуозно, с использованием светотеневых переходов в традиции классической живописи жанра «цветы и птицы», а также разнообразным использованием золота. В живописных полях используется приём деликатного нанесения «золотых облаков» рельефными точками; в растительном орнаментальном оформлении жидкое золото с добавлением эмалевидной краски нанесено на кобальтовый фон.

Можно предположить, что сервиз был создан по индивидуальному заказу западного покупателя, об этом говорят и европейская форма, и сложная программа росписи.

Вероятно данный чайный набор выполнил Кинкодзан 7-й. Яркий «прусский синий» цвет (Берлинская лазурь) является особенностью Кинкодзан, края чаши и блюдца покрыты синей глазурью с тонкой линией золота и богато декорированы.

Провенанс: Привезен в Японию из Европы, содержался в коллекции Музея Саннэндзака.

Мастер

Мастерская Кинкодзан

Мастерская Кинкодзан

Мастерская Кинкодзан принадлежит к традиции кё-сацума. Кинкодзан Собэй в 6-м поколении (1823-1884гг.), наследуя традиции Киотской керамической школы Авата-яки, положил начало производства экспорта фарфора, сменив фамилию Кобаяси на Кинкодзан. Кинкодзан 6-й с 1870-х годов начинает изготавливать изделия в стиле сацума, и был высоко оценён на международных выставках в Филадельфии и в Париже (1878 год.).

Читать дальше

Техника

Надглазурная роспись

Надглазурная роспись

Надглазурная роспись – техника декорирования керамических изделий, при которой изделия после утельного обжига сразу покрывают глазурью, затем декорируют красками и вновь обжигают. Главным преимуществом надглазурных красок по сравнению с подглазурными является разнообразие цветовой палитры. Надглазурная роспись сложна по своей технике и требует большого профессионального мастерства. Зачастую надглазурный декор используется при декорировании белых изделий. Керамическая живопись по готовому глазурованному изделию получила большое распространение со времени появления фарфора и фаянса.

Читать дальше

Глиняное литьё

Глиняное литьё

Литьё в керамике - техника изготовления керамических изделий, при которой глиняным шликером - глиной, разведенной до состояния текучести, заполняют подсушенную гипсовую форму, при этом избыток воды всасывается в поры формы, а у стенок наращивается слой сырого черепка.

Хороший керамист непременно должен уметь изготовить форму, что требует всестороннего изучения формовочного мастерства.

Читать дальше

Школа

Сацума

Сацума

Керамика Сацума возникла около 400 лет назад, когда велась война с Кореей. Корейские мастера привезли технологию Сацума в Японию. Название техники происходит от местности производства – княжества Сацума (ныне префектура Кагосима).

Читать дальше