Шестигранная ваза Хон-Сацума

SA1-08/15
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Мэйдзи (1868–1912)
  • Материал
    фарфор, золото, надглазурные краски, коробка – павлония, шелк
  • Размер
    18.5 х 9.5 см
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: SA1-08/15

Мастер: Кёдзан

Ваза нетрадиционной для Японии формы выполнена из светлой керамической массы (типа фаянса) и декорирована обильной надглазурной росписью в стилистике Сацума. Ваза имеет 6 граней.

Три грани с изображениями птиц на ветвях деревьев перемежаются тремя гранями с многофигурными композициями в пейзаже. Композиции иллюстрируют японские мифы и сказания. Наиболее очевиден сюжет, представляющий юного Минамото-но Ёсицунэ (мифологизированный реальный исторический персонаж, 1159-1189), держащего в руках волшебный свиток, и трёх горных демонов карасу-тэнгу. В соответствии с легендарным жизнеописанием Ёсицунэ, этот герой был обучен искусству фехтования горными тэнгу, отчего и стал непревзойденным мастером меча. Два других сюжета могут быть связаны с Аматэрасу омиками, передающей императору Дзиму-тэнно управление Японией, и принцем Гэндзи, держащим в руках флейту, в окружении юных придворных. Роспись выполнена виртуозно, совмещает манеру классической пейзажной живописи и живописи «цветов и птиц» с декоративными приёмами рельефного золочения (мориагэ)и нанесения рельефными точками «золотых облаков». Горловина вазы и высокая кольцевая ножка декорированы имитацией работы по металлу ювелирными сплавами: рельефные изображения цветов хризантемы (на горловине) и сливы (на ножке) покрыты лаком с металлической пудрой.

На донце вазы внутри кольцевой ножки помещена марка («мэй») из двух иероглифов, выполненная золотом на чёрном фоне - «Кёдзан».

Форма изделия, сложное совмещение техник и характер росписи позволяет предположить, что ваза была выполнена на экспорт.

К изделию прилагается современная, выполненная на заказ коробка из павлонии.

Ваза относится к изделиям в так называемом «сацумском стиле». Керамические мастерские провинции Сацума (сейчас – префектура Кагосима) известны с XVI века. В конце XIX и начале XX веков изысканно декорированные изделия из светлой керамической массы (сиро-сацума) с полихромной росписью и золочением получили широкую известность на Западе и стали предметом экспортной торговли.

Интерес к изделиям этой провинции привел к появлению в других центрах японского гончарства мастерских, специализирующихся на создании имитаций керамики в стиле Сацума или в росписи сацумского «белья». Толщина и цвет черепка вазы с изображениями литературных и мифологических сюжетов, а также наличие и цвет кракелюра на прозрачной глазури, свидетельствуют о том, что керамическая основа была создана в провинции Сацума. Однако роспись по стилистике более соответствует мастерским Киото (также вероятно - Осака или Кобэ).

Техника

Надглазурная роспись

Надглазурная роспись

Надглазурная роспись – техника декорирования керамических изделий, при которой изделия после утельного обжига сразу покрывают глазурью, затем декорируют красками и вновь обжигают. Главным преимуществом надглазурных красок по сравнению с подглазурными является разнообразие цветовой палитры. Надглазурная роспись сложна по своей технике и требует большого профессионального мастерства. Зачастую надглазурный декор используется при декорировании белых изделий. Керамическая живопись по готовому глазурованному изделию получила большое распространение со времени появления фарфора и фаянса.

Читать дальше

Глиняное литьё

Глиняное литьё

Литьё в керамике - техника изготовления керамических изделий, при которой глиняным шликером - глиной, разведенной до состояния текучести, заполняют подсушенную гипсовую форму, при этом избыток воды всасывается в поры формы, а у стенок наращивается слой сырого черепка.

Хороший керамист непременно должен уметь изготовить форму, что требует всестороннего изучения формовочного мастерства.

Читать дальше

Школа

Сацума

Сацума

Керамика Сацума возникла около 400 лет назад, когда велась война с Кореей. Корейские мастера привезли технологию Сацума в Японию. Название техники происходит от местности производства – княжества Сацума (ныне префектура Кагосима).

Читать дальше