Ваза клуазоне «Голуби»

CL4-10/15
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Мэйдзи (1868–1912) Тайсё (1912–1926)
  • Материал
    металл, эмали
  • Размер
    высота – 24,7 см; диаметр горлышка – 9,8 см; диаметр тулова – 16 см
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: CL4-10/15

На вазе «Голуби», выполненной в технике клуазоне, изображены четыре разноцветных голубя, клюющих зернышки в траве. Мастер делает композиционные акценты с помощью поз птиц: один голубь, бело-коричневый, выпрямился и смотрит на зрителя, второй (белый) – расправил свои крылья, а розовая и черная птицы самозабвенно клюют зернышки в изумрудной траве.

Различные оттенки эмали и золотой отблеск перегородок дополняют друг друга, составляя единое целое. Приглядевшись к оперению, например, черного голубя, можно заметить, как цвет каждого перышка плавно переходит от темного цвета эмали к светлому. Это свидетельствует о художественном чутье мастера, высоком уровне технического исполнения и вниманию к деталям. Работа отличается точностью изображения самих птиц: их голов, цевок и лапок.

Несмотря на то, что в японской культуре голубь считается птицей, не относящейся к определенному сезону, эта птица приобретает поэтический образ спасителя и участника событий в легендах и в художественной литературе. Голуби считаются священными животными клана Минамото. По легенде, во время Войны Тайра и Минамото, убегавший от преследования Минамото Ёритомо нашел убежище в дупле дерева. Увидев, что из дупла вылетели белые голуби, он заключил, что оно пустое и спрятался в него, избежав таким образом смерти. Голубей принято подкармливать в храмах. Считается, что особенно большое количество белых голубей можно увидеть в храмах синтоистского бога войны Хатиман.

Техника

Литье

Литье

Литьё – способ изготовления художественных произведений, скульптуры, культовых изделий, предметов бытового назначения при помощи заполнения специальной литейной формы жидким металлом или сплавом.

Из металлов чаще всего используются золото, серебро, бронза, латунь, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Они плавки и могут легко разливаться в формы.

Перед литьём мастер должен изготовить модель из воска, свинца, меди или дерева.

Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей, поскольку разные их части отливают по отдельности, а затем соединяют посредством спайки или привинчивания.

Считается, что лучшие отливки получаются по медным моделям, так как после канфарения (обработки изделия резцом или напильником после отлития) эти отливки выглядели так, будто были сделаны мастерами-чеканщиками.

Читать дальше

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Слово «клуазоне» (яп. сиппо, или «семь сокровищ») означает технику создания предметов из эмалированного металла, украшенных сложными узорами.

При работе в технике перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски, а образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой – эмалью.

После обжига поверхность гладко шлифуют, в результате чего металл с эмалью образуют ровную плоскость, а металлические перемычки создают определённый узор.

Этот способ эмалирования был особенно распространен в Японии. Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным. Сначала на него наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски, после чего все покрывается бесцветной прозрачной эмалью с глазурью в качестве защитного средства.

Читать дальше