Ваза клуазоне «Птицы в осенней листве»

CL1-10/15
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Мэйдзи (1868–1912)
  • Материал
    металл, эмали
  • Размер
    диаметр горлышка – 23,5 см; высота – 39 см
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: CL1-10/15


Коробка: высота – 45,1 см; ширина – 27,5 см; глубина – 27,5 см


Ваза с изображением птиц (воробьёв) в листве осеннего клёна выполнена в технике эмали и сочетает перегородчатую эмаль (юсэн-сиппо) и эмаль мусэн – без видимых на поверхности перегородок. Фоном рисунка выступает тёмно-голубая эмаль, положенная в технике мусэн, на нём изображено дерево клёна с осенней листвой богатой палитры жёлтого, оранжевого, красного и бордового цветов и резвящиеся на ветках воробьи.

Тонкие перегородки сиппо формируют графический рисунок всей композиции, передают прожилки на листьях, оперение птиц, особенности рельефа ветвей дерева. Внутри каждого клуазона использовано несколько оттенков эмали, что придаёт живой живописный характер природным мотивам декора вазы.

Ваза имеет простую форму (овоидное тулово и невысокое горло с чуть расширяющимся венчиком), выгодно оттеняющую сложную композицию декора. На лицевой поверхности вазы декор расположен плотно, оставляя фон лишь на некоторых участках вверху тулова и на горле. На оборотной стороне рисунок разрежен, позволяя выделить эмаль фона как основной декоративный приём.

Несмотря на то, что ваза не имеет подписи, следует предположить, что местом её создания были мастерские Овари (префектура Аити). Использование тёмно-голубого фона для сложных композиций, роль проволоки в формировании рисунка характерны именно для этих мастерских.

Мастерские в Овари были открыты около 1830 года, когда мастер Цунэкити Кадзи (Tsunekichi Kaji), используя в качестве образцов китайские перегородчатые эмали и голландские эмальерные образцы, разработал собственную технологию производства металлической основы, проволоки и эмалевых составов. Практически сразу японские эмали приобрели независимый от прототипов художественный образ. К эпохе Мэйдзи (1868-1912) техника была усовершенствована так, что по качеству и художественным достоинствам японские изделия были удостоены высших наград на Международных ярмарках в Париже, Вене и Филадельфии.

5 апреля 1995 года эмали местности Овари были причислены японским правительством к «национальным традиционным ремёслам» и защищаются законом о сохранении культурного наследия Японии.

Техника

Литье

Литье

Литьё – способ изготовления художественных произведений, скульптуры, культовых изделий, предметов бытового назначения при помощи заполнения специальной литейной формы жидким металлом или сплавом.

Из металлов чаще всего используются золото, серебро, бронза, латунь, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Они плавки и могут легко разливаться в формы.

Перед литьём мастер должен изготовить модель из воска, свинца, меди или дерева.

Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей, поскольку разные их части отливают по отдельности, а затем соединяют посредством спайки или привинчивания.

Считается, что лучшие отливки получаются по медным моделям, так как после канфарения (обработки изделия резцом или напильником после отлития) эти отливки выглядели так, будто были сделаны мастерами-чеканщиками.

Читать дальше

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Слово «клуазоне» (яп. сиппо, или «семь сокровищ») означает технику создания предметов из эмалированного металла, украшенных сложными узорами.

При работе в технике перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски, а образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой – эмалью.

После обжига поверхность гладко шлифуют, в результате чего металл с эмалью образуют ровную плоскость, а металлические перемычки создают определённый узор.

Этот способ эмалирования был особенно распространен в Японии. Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным. Сначала на него наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски, после чего все покрывается бесцветной прозрачной эмалью с глазурью в качестве защитного средства.

Читать дальше