Ваза клуазоне «Журавли»

CL6-03/16
  • Мастер
    Андо
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Сёва (1926–1989)
  • Материал
    металл, полихромные эмали
  • Размер
    31х16х16 см
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: CL6-03/16

Ваза клуазоне (перегородчатая эмаль, яп. – сиппо) с изображением журавлей имеет вытянутое овоидное тулово с хорошо выраженными, почти горизонтальными, плечиками, невысокое горло с раструбом. Венчик и край ножки вазы оформлены окантовкой светлым металлом, перегородки выполнены в светлом и жёлтом металле (возможно – в серебре и золоте).

Фон изумрудно-зелёного цвета выполнен в технике мусэн-сиппо, («бесперегородчатая эмаль»). В этой технике, чрезвычайно технологически сложной, перегородки, удерживающие эмалевую пасту, либо удалялись перед обжигом изделия, либо вообще не использовались. На этом фоне в технике юсэн-сиппо изображена стая летящих красноголовых японских журавлей тантёдзуру (яп. – «красная голова»).

Отсутствие перегородок в фигурных клуазонах, формирующих перья птиц, их головки и шеи, позволили мастеру использовать элементы бокаси – плавного живописного перехода одного цвета в другой. Использованы чёрная, красная, серая, белая эмали, а также редкие и сложные в исполнении травянисто-зелёная и оранжевая.

Изображение журавлей – распространённый мотив в японском искусстве, связанный с символикой долголетия (мотив берёт начало в китайской мифологии и фольклоре, представлении о том, что журавль живёт более 1000 лет и переносит бессмертных даосов на райский остров Пэнлай). В эмалях мотив летящей стаи журавлей получила распространение благодаря элегантности композиции и удобству её расположения на округлых формах ваз.

Мастер

Техника

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Слово «клуазоне» (яп. сиппо, или «семь сокровищ») означает технику создания предметов из эмалированного металла, украшенных сложными узорами.

При работе в технике перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски, а образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой – эмалью.

После обжига поверхность гладко шлифуют, в результате чего металл с эмалью образуют ровную плоскость, а металлические перемычки создают определённый узор.

Этот способ эмалирования был особенно распространен в Японии. Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным. Сначала на него наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски, после чего все покрывается бесцветной прозрачной эмалью с глазурью в качестве защитного средства.

Читать дальше