Блюдо нуномэ-дзоган с изображением феникса. Комаи

KO1-08/15

Описание

Артикул: KO1-08/15

Мастерская Комаи достигла своего расцвета в 1877 году, создавая произведения декоративно-прикладного искусства в основном из металла, инкрустированные золотом и серебром в технике нуномэ-дзоган (дамаскирование). Блюдо выполнено в технике инкрустации нуномэ-дзоган. Эта техника, происходящая из Китая, была распространена во многих странах Востока. В Японии она традиционно использовалась в декоре оправы мечей – цуба и косираэ и в создании небольших предметов, таких как шкатулки или металлические гребни и шпильки для волос. В качестве базового металла используются сплавы сибуити и сякудо, а также медь и серебряные сплавы. Инкрустация часто выполняется золотом, серебром или сплавами с высоким содержанием благородных металлов.

Блюдо отличается тонкой работой, изящным орнаментальным рисунком и сложной композицией с богатой палитрой использованных металлов. На зеркале блюда в круглом поле изображён феникс (птица Хоо) в обрамлении пышных растений. Борта оформлены геометрическим орнаментом в полях, напоминающих лепестки лотоса и листья, по краю чуть фестончатого борта композицию обрамляет полоса растительного орнамента (виноградная лоза).

На основании имеется клеймо мастерской «Нихон коку. Кё̄тодзю̄ Комаисэй» - «Япония. Сделано в мастерской Комаи в Киото». Мастерская Комаи, известная производством оправ для мечей, была основана в 1841 году мастером Комаи Сэйбэй, и подлинного расцвета достигла во время работы Комаи Отодзиро (1842-1917). Технике инкрустации Комаи Отодзиро обучался у знаменитого мастера Мисаки Сюсукэ из провинции Хиго (сейчас - Кумамото), до 1876 года (выхода запрета на производство мечей) создавал детали монтировки холодного оружия в технике нуномэ-дзоган. Однако уже в 1873 году мастер начал производство декоративных изделий в такой же технике, в основном – для экспортной торговли.

Работы Комаи Отодзиро были высоко оценены как в самой Японии, так и за рубежом: в 1885 году в Нюрнберге на Всемирной выставке художественных работ по металлу работы мастера в составе представительной японский делегации (почти 500 предметов) завоевали гран-при. Также работы мастерской выставлялись в Японии, в Санкт-Петербурге, Сиэтле, Брюсселе, Лондоне и Вене. Сын Отодзиро – Сэйбэй (1883-1970, Отодзиро II), принял руководство мастерской в 1906 году, однако Комаи Отодзиро продолжал работать до самой смерти, сосредоточившись на выставочных изделиях большой трудоёмкости, сложных форм и изысканного декора.

Работы Комаи Отодзиро хранятся в крупнейших музеях мира – Музее Виктории и Альберта (Лондон), Музее Метрополитен (Нью-Йорк) и др. Блюдо обладает высокой художественной ценностью, представляет собой коллекционную и музейную редкость.

Техника

Литье

Литье

Литьё – способ изготовления художественных произведений, скульптуры, культовых изделий, предметов бытового назначения при помощи заполнения специальной литейной формы жидким металлом или сплавом.

Из металлов чаще всего используются золото, серебро, бронза, латунь, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Они плавки и могут легко разливаться в формы.

Перед литьём мастер должен изготовить модель из воска, свинца, меди или дерева.

Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей, поскольку разные их части отливают по отдельности, а затем соединяют посредством спайки или привинчивания.

Считается, что лучшие отливки получаются по медным моделям, так как после канфарения (обработки изделия резцом или напильником после отлития) эти отливки выглядели так, будто были сделаны мастерами-чеканщиками.

Читать дальше

Инкрустация

Инкрустация

Инкрустация (от лат. incrustatio — «покрытие корой») — техника декорирования изделий узорами и изображениями путем вкрапления в материал основы фрагментов других материалов, накладываемых на поверхность и отличающихся от неё по цвету или составу.

Читать дальше

Коллекционирование предметов искусства – процесс захватывающий, эмоциональный, однако только разумный подход к этому увлечению позволит взвешенно и осознанно создать грамотно подобранную коллекцию. Хорошо продуманная коллекция имеет большую ценность с точки зрения культурного наследия и инвестирования.