Ширма «Веера»

H859-01/13
  • Мастер
    Компания «Кадо»
  • Страна
    Япония
  • Материал
    Дерево, лак уруси
  • Размер
    Ширина - 1820 мм, высота - 760 мм
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: H859-01/13

Двустворчатая ширма выполнена в технике низкого рельефатакамаки-э: на золотом фоне расположены изображения раскрытых вееров.

Веера декорированы полихромным лаком, изображениями цветов сливы, лотосами, изображениями феникса и двумя сюжетными композициями, дополненными иероглифическими надписями.

Одна из композиций отсылает к сюжетам классической литературы X–XI веков и изображает двух придворных дам эпохи Хэйан (794–1185 гг.), любующихся садом с деревянной террасы.

Другая композиция изображает буддийского отшельника, читающего свиток, и двух молящихся пилигримов.

Изображения цветов на другой створке имеют символику, соответствующую сюжетным композициям (слива — поэтический цветок, связанный с классической литературой и поэзией; лотос — буддийский символ чистоты).

Изображение феникса имеет общий благопожелательный смысл.


Техника

Кимпаку

Кимпаку

Кимпаку (в переводе с японского – «золотая фольга») – техника золочения изделий при помощи сусального золота. Золото при этом расплющивается в тончайшую фольгу, толщина которой составляет одну десятитысячную миллиметра. Золото – мягкий металл, и его можно раскатать в очень тонкие листы без трещин и разрывов. Сначала узор наносят при помощи лака, а потом сверху наклеивают листы золотой фольги. Фольга очень легко прилипает к рукам, поэтому её берут специальным бамбуковым пинцетом. Для золочения используются различные инструменты: кисти, чеканы, агатовые палочки для придания блеска, щетки, вата. Позолоченные изделия во все времена были символом роскоши, красоты и богатства.

Читать дальше

Така-маки-э

Така-маки-э

Такамаки-э – техника создания выпуклого рисунка на поверхности изделия лаком-уруси, одна из разновидностей техники маки-э. Существуют различные способы «поднятия» рисунка. Например, при способе уруси-агэ («поднятие лаком») выпуклый рисунок создаётся за счёт нанесения толстого слоя лака. При сумико-агэ («поднятие порошком от древесного угля») или при якисудзуфун-агэ («поднятие порошком олова») рисунок «поднимается» благодаря распылению на невысохший лак порошков от угля или олова. Чаще всего используется способ уруси-агэ, а предметы, изготовленные способами сумико-агэ и якисудзуфун-агэ, можно найти по большей части только среди выставочных экспонатов музеев.

Читать дальше