Когатана "Самураи на переправе"

YHKI14-1-07/14
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Мэйдзи (1868–1912) Хэйсэй (1989 — 2019)
  • Материал
    Сталь тамахаганэ, золото, медь, железо, кожа, лак, шёлк
  • Размер
    Общая длина изделия - 230 мм, длина рукояти - 97 мм, длина клинка - 133 мм, ширина клинка - 12 мм
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: YHKI14-1-07/14

Настоящий комплект состоит из ножа когатана, маленькой рукояти кодзука и ножен. Нож когатана и ножны изготовлены в наше время (начало XXI в.), рукоять когатана – антикварная. Сам нож был специально выполнен под уже существовавшую рукоять. При этом такая комплектация весьма не традиционна, ибо вспомогательный нож когатана с декоративной рукоятью кодзука представляют собой детали оправы японского меча и помещаются в специальный паз в ножнах. Собственных ножен в традиционной комплектации нож когатана не имеет. Так что этот комплект можно рассматривать как специфическую авторскую дизайнерскую работу.

Декоративная рукоять кодзука.

Размеры: длина – 9,8 см, ширина – 1,9 см, толщина – 0,6 см.

Япония, вторая половина – конец XIX в.
Материалы: основа – медь; декор – медь, медный сплав (сякудо), золото, серебро.
Декоративные техники: инкрустация золотой проволокой (хондзоган), аппликация золотой фольгой (хирадзоган), рельефная аппликация золотом, серебром, медью и медными сплавами (ироэ-дзоган), опиловка, патина.

Миниатюра изображает двух самураев в доспехах, с луками и мечами, верхом на конях, переправляющихся через быструю реку. Это – весьма распространенный в японском декоративно-прикладном искусстве сюжет, а именно – сцена «Состязание на переправе через р. Удзи» из литературного памятника XIII в. «Хэйкэ моногатари» («Повесть о Тайра»). Речь идет о битве 1184 г. на реке Удзи близь Киото; самураи из войска Минамото Ёритомо пытаются переправиться на противоположный берег, занятый противником. Самураи соревнуются, кто придет на тот берег первым. Состязание завязывается между двумя давними соперниками – Сасаки Такацуна на знаменитом коне Сурусуми («Черныш») и Кадзивара Кагэтоки на коне Икэдзуки («Живоглот»).

Нож когатана (клинок).

Размеры: длина – 20,9 см, длина лезвия – 13,3 см, длина черена – 7,7 см; ширина – 1,3 см; толщина – 0,3 см.

Япония, начало XXI в.
Подпись мастера: 武蔵國住国家作 Бусю-дзю Кунииэ саку - «Изготовил Кунииэ из провинции Мусаси (Бусю)».
Материал: кованая сталь.
Декоративные техники: художественная ковка, художественная закалка, полировка, гравюра, опиловка.

Ножны.

Размеры: длина – 12,1 см, ширина (в области кути-канамоно) – 3,1 см, толщина – 1,5 см.

Япония, начало XXI в.
Материалы: дерево, лак, серебро.
Описание: ножны выполнены из дерева (по-видимому, магнолии); покрыты черным лаком куро-уруси, поверхность фактурная (в стиле иси-нури – имитация фактуры камня). С обеих сторон на черном фоне лаком золотисто-желтого цвета выполнены стилизованные изображения цветков. Устьице ножен (деталь кути-канамоно) выполнено из металла белого цвета, по-видимому – серебра, имеет проушину для шнура.

этот комплект не предназначен для практического применения; его можно рассматривать как самостоятельное произведение декоративно-прикладного искусства, а также как оберег. Составляющие комплект предметы сами по себе очень красивы и «выполнены с любовью», поэтому могут быть прекрасным ценным подарком для любимого человека – с символическим смыслом защиты от «дурного воздействия демонических сил».


Техника

Гравировка

Гравировка

Гравировка – один из древнейших способов обработки материалов (металла, камня, дерева и т. д.) резанием.

Резцом (штихелем) на поверхность изделия наносятся рисунки, надписи, узоры.

Благодаря умелому владению резными инструментами мастера в древние времена создавали уникальные произведения декоративно-прикладного искусства.

Старинные образцы гравировки оружия и ювелирных изделий и сейчас вызывают восхищение ценителей, ведь такие произведения являются штучными.

Читать дальше

Ковка

Ковка

Ковка - способ художественной обработки металла, широко распространенный в производстве различных изделий. Ковка применяется для обработки многих металлов, но чаще всего этот термин связан с обработкой железа. Кузнецы древности с большим искусством производили кованые изделия из железа. Кузнецы не только в совершенстве обладали знаниями технологии ковки, но и славились высоким художественным вкусом.

Читать дальше

Такадзоган

Такадзоган

Такадзоган – это крайне трудоёмкая техника инкрустации в рельефную основу. Сначала мастер изготавливает детали методом чеканки таканику-бори, при котором фигурное изображение на металле выстукивается на специальной подушке из дерева или смолы до тех пор, пока не будет достигнута нужная форма. Затем эти детали вставляются в основу. Технику такадзоган часто можно встретить в украшении японских мечей.

Читать дальше

Така бори

Така бори

Техника такабори – это один из способов художественной обработки металла, крайне сложная и трудоёмкая техника, при которой мастер постепенно выбивает на поверхности изделия очертания желаемого образа. Название такабори можно дословно перевести с японского как «высокая резьба», «высокий рельеф». Рельеф, получаемый при помощи этой техники, может быть также украшен инкрустацией, которая привносит в изделие цвет. Такой метод носит название такабори-дзоган. С его помощью часто обрабатываются детали для японских мечей, например, мэнуки, касира, цуба, кодзука.

Читать дальше
Популярные: Японские вееры
Информация, представленная в настоящем разделе сайта, носит исключительно ознакомительный характер. Галерея не является владельцем и не осуществляет реализацию предметов, отнесенных к категории "холодное оружие". Информацию о собственниках указанных предметов Вы можете получить у наших представителей.