Антикварный меч вакидзаси "Древние традиции"

KYD14-8
  • Мастер
    Канэнага
  • Период создания
    Камакура
  • Материал
    сталь тамахаганэ, древесина магнолии, лак, бронза
  • Размер
    Длина клинка- 57.7 см, длина рукояти - 15.3см, длина изделия с сирасая - 84.9 см, ширина лезвия - 2.8см, толщина лезвия - 0.7см, вес клинка - 508 г, размер сори - 1.4 см
  • Информация о предмете
    по запросу

Описание

Артикул: KYD14-8

Клинок. Кованая сталь. Период Намбокутё - Муромати (XIV в.)

Клинок размера вакидзаси, с двумя длинными широкими долами (по одному с каждой стороны), проходящими по всей длине клинка вдоль обуха от киссаки до конца хвостовика. Клинок в отличном состоянии, с идеальной полировкой; прекрасно видны китаэ (узоры ковки), хамон и хатараки (узоры закалки). Линия закалки очень красивая – не броская, но насыщенная разнообразными узорами. Хвостовик (накаго) не подписан (мумэй), Имеет следы т.н. о-суриагэ – сильного укорачивания оригинального клинка. Как представляется, изначально клинок был выкован как тати (или кодати), но впоследствии был укорочен, что сопровождалось утратой его значительной части хвостовика и «перепрофилированием» (перетачиванием) под новый хвостовик некоторой части закаленного лезвия.

Характеристики клинка:

Общая длина: 72,9 см
Длина лезвия (нагаса): 57,9 см
Длина ко-синоги: 2,0 см
Длина ёкотэ-гива: 1,2 см
Киссаки-нагаса: 4,1 см
Длина черена (накаго-нагаса): 15,2 см
Ширина клинка: мото-хаба 2,9 см, саки-хаба 2,2 см
Толщина клинка: мото-касанэ 0,6 см; саки-касанэ 0,5 см.
Форма клинка в сечении: синоги дзукури.
Форма изгиба (сори): тории-дзори, 1,7 см
Форма вершины клинка (киссаки): тю-киссаки, фукура-цуку.
Форма обуха (мунэ): иори-хикуй.
Форма долов: по длинному долу с каждой стороны, от киссаки до конца накаго. Со стороны киссаки – остроконечный, со стороны накаго – «незавершенный» (бо-хи каку-тоси) – возможно, вследствие укорачивания клинка.

Эффекты (узоры) ковки (китаэ): ко-итамэ – ко-масамэ.

Линия закалки (хамон): общий рисунок линии – сугуха-мидарэ (прямая линия с различными «неровностями»), местами переходящая в слабовыраженную гуномэ-нотарэ («волны»), сопровождаемая различными «эффектами» (хатараки), включая ниэдэки (гроздья различимых глазом ярких кристаллов мартенсита). Последние местами имеют вид ниэ-кудзурэ – яркие «острова» на линии хамон; нидзюба («двойная» линия закалки); тамагаки-мидарэ (цепочки ярких, напоминающих «жемчужинки» кристаллов мартенсита); а также сунагаси, гинсудзи, тикэи.

Вид линии закалки на вершине клинка (боси): хакэкакэ («метла») (напоминающая также каэн («языки пламени») – ко-мару.

Гравюра (хоримоно): нет

Хвостовик (накаго): мумэй (без подписи)
- форма: о-суриагэ.
- форма вершины: кири
- тип опиловки: кири
- патина: тёмно-серая, ровная.
- число мэкуги-ана : 1; еще 4 забиты заглушками

Дефекты клинка (кидзу): не обнаружено. Очень хорошее состояние, полировка отличная, сколов на лезвии нет.

Аксессуары к клинку: сирасая (деревянные ножны и рукоять для временного хранения клинка), запорный клинышек мэкуги, чехол из фактурного шелка темно-пурпурного цвета.

К мечу приложен официальный сертификат аутентичности (подлинности) клинка, статус «Ходзон токэн» («Оберегаемый меч»), № 381970, составлен экспертами NBTHK (Обществом по сохранению художественного японского меча) 29.01. 2009. Сертификат указывает имя прежнего владельца на момент выдачи: Ёкода Тосихиро.

Оправа в стиле хандати, оригинальная, период Эдо (конец XVIII – первая половина XIX вв.).

Гарда меча (цуба)
- Материал: сталь (основа), медь, золото, серебро.
- Форма: овал
- Подпись мастера: нет (мумэй)
- Отверстия (хицу-ана): 1
- Описание: цуба овальной формы, «размера танто» (т.е. меньше, чем на катана и вакидзаси), с одним отверстием когатана-хицу. Накаго-хицу имеет кутибэни и медные заглушки сэкиганэ. Поле цуба обработано в технике цутимэ («следы ударов молотка»), покрыто темно-бурой патиной. Декор – стилизованные золотые и серебряные цветы (или стилизованные «хлопья снега»). С одной стороны – три золотых цветка разных размеров, выполненных в технике инкрустации золотой фольгой (в технике киндзоган) – хирадзоган); золотой и серебряной проволокой (в техниках хондзоган, нуномэ-дзоган); с обратной стороны – два цветка, в техниках инкрустации серебряной фольгой (хирадзоган – гиндзоган) и золотой проволокой (хондзоган).

Рукоять (цука)
- Материалы: дерево, плетеный шелковый шнур, медь, серебро, золото.
- Описание: основа рукояти выполнена из дерева, плотно оплетена тонким двойным шелковым шнуром, имеются касира и 2 мэнуки. Касира стальная (в одном стиле с фути), имитирует шлем кабуто, с инкрустацией золотой проволокой и рельефной инкрустацией серебром. Мэнуки: одна фигурка изображает тигра с золотыми глазами (медь, золото; чеканка, рельефная резьба меди, точечная инкрустация золотом, патина); другая – череп и позолоченные кости на поминальной табличке (медь, золото; чеканка, рельефная резьба меди, аппликация золотой фольгой, патина)

Ножны (сая):
- Материалы: дерево, сталь, сталь, золото, черепаха, лак, соломка (бамбуковая или рисовая).
- Описание: ножны в стиле хандати; основа выполнена из дерева; имеет фактурную лаковую поверхность в одной из техник сая-нури (многослойная присыпка по черной лаковой основе мелкорубленой бамбуковой или рисовой соломкой с последующим покрытием прозрачным лаком коричневого и красновато-охристого цвета); устье ножен (деталь кутиканамоно) выполнено из черепахи; набалдашник ножен (саядзири), кольцо сэмэганэ и кольцо с муфтой (кан-но канамоно) – стальные, с позолотой (инкрустация золотой проволокой и аппликация золотой фольгой); муфта кольца стилизована под бабочку с крыльями, саядзири имеет форму кувагата («рога» самурайского шлема) и декорирована изображением цикады (рельефная резьба по стали, патина, инкрустация и аппликация золотом).

Аксессуары к оправе: роскошный чехол из парчи с золотой нитью и изысканным тканым узором (японские цветы, журавли, геометрический орнамент), подбитый изнутри белым шелком с тканым узором (цветы и «бесконечная свастика»), с плетеным шнуром золотого цвета и двумя декоративными кистями; деревянная копия (сугата) клинка с деревянным хабаки; клинышек мэкуги.

Описание составлено по материалам старшего научного сотрудника МАЭ (Кунсткамера) РАН, кандидата исторических наук, А.Ю. Синицына

Мастер

Техника

Гравировка

Гравировка

Гравировка – один из древнейших способов обработки материалов (металла, камня, дерева и т. д.) резанием.

Резцом (штихелем) на поверхность изделия наносятся рисунки, надписи, узоры.

Благодаря умелому владению резными инструментами мастера в древние времена создавали уникальные произведения декоративно-прикладного искусства.

Старинные образцы гравировки оружия и ювелирных изделий и сейчас вызывают восхищение ценителей, ведь такие произведения являются штучными.

Читать дальше

Японская ковка мечей

Японская ковка мечей

Ковка меча - многосложный и трудоёмкий ритуал. Он требует от кузнеца высокого мастерства, ведь от каждого этапа процесса зависит результат. Издавна существовали специальные обряды, сопровождающие процесс ковки меча. Кузнечное ремесло в Японии передается от отца к сыну, благодаря чему продолжается многолетняя традиция ковки меча, через которую передается самобытность и оригинальность японской культуры.

Читать дальше

Инкрустация

Инкрустация

Инкрустация (от лат. incrustatio — «покрытие корой») — техника декорирования изделий узорами и изображениями путем вкрапления в материал основы фрагментов других материалов, накладываемых на поверхность и отличающихся от неё по цвету или составу.

Читать дальше

Полирование

Полирование

Полирование – отделочная операция металлических и неметаллических поверхностей путем снятия слоев обрабатываемого материала ручным или механическим методом для придания обрабатываемой поверхности гладкой поверхности и блеска. Задачей процесса полирования является устранение различных поверхностных неровностей (штрихов, царапин и других дефектов) с целью получения гладкой поверхности, обладающей высокой способностью отражения света.

Читать дальше