Меч о-катана работы Фудзивара Сигэтака

FS-KAT/K-09/15
  • Мастер
    Фудзивара Сигэтака
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Эдо (1600–1868)
  • Материал
    сталь тамахаганэ, магнолия, лак уруси, бронза, латунь, шёлк
  • Размер
    Общая длина-129,7 см, длина лезвия -103,2 см
  • Информация о предмете
    по запросу

Описание

Артикул: FS-KAT/K-09/15

Общая классификация меча: о-катана (катана с очень большим клинком), синто («новый меч»), имеет статус токубэцу ходзон то («особо оберегаемый меч» по критериям NBTHK), тюдзё-саку («работа выше среднего уровня»), вадзамоно («очень острый», «очень хорошо режет»).

Эффекты ковки (хатараки):

- тип хамон: яркий узор, сочетающий разные паттерны: тёдзи-мидарэ (иррегулярные «бутоны гвоздики»), гуномэ-мидарэ (иррегулярная волнистая линия), торан-нотарэ (различные формы «волн»), якидаси (выходит за линию порожка ха-мати) в сочетании с другими узорами ковки - тобияки (крупные пятна дзи-ниэ выше линии закалки), широкая волнистая полоса ниои над кромкой линии закалки, аси, гинсудзи.

- узор поверхности (хада): сочетание ко-мокумэ и ко-итамэ.

Подпись (мэй): 越前住播磨大掾藤原重高 Этидзэн-дзю Харима-дайдзё Фудзивара Сигэтака («Фудзивара Сигэтака с почетным титулом Харима-дайдзё, живущий в провинции Этидзэн»).

К клинку прилагается сертификат подлинности Токубэцу ходзон то («Особо оберегаемый меч»), выданный NBTHK 14 февраля 2002 г. (14-й года Хэйсэй, 2-й месяц, 14-й день) за номером 147 065. Сертификат свидетельствует подлинность работы указанного выше мастера Этидзэн-дзю Харима-дайдзё Фудзивара Сигэтака, первое поколение.

Оправа состоит из хабаки, ножен со шнуром сагэо, цуба, 2 сэппа, цука, фути, касира, 2 мэнуки.

*Примечание: оправа (кроме цуба, мэнуки и, возможно, хабаки) – новодельные, конец XX – начало XXI вв. Цуба и мэнуки – изделия периода Эдо. Ножны и рукоять изготовлены специально для данного клинка (начало XXI в.), канамоно (металлические детали оправы) - сборные.

Гарда меча (цуба)

- Время изготовления: XVII –XVIII вв.

- Материал: сталь, медь

- Декор: на поле (хира), обработанном в технике исимэ («следы молотка») и покрытом бурой патиной нанесены стилизованные изображения 2 цветков («китайский цвеиок» - кара-хана?) и 2 бутонов в технике перфорации (сукаси-бори), негативный силуэт. Обод (мими) имитирует крученый шнур.

Мэнуки: 2 штуки

- Время изготовления: конец XVIII – середина XIX вв.
- Материал: медь (медный сплав), золото.
- Декор: дракон в облаках (мэнуки находятся под оплеткой рукояти, поэтому видны лишь частично). Выколотка, рельефная резьба (такабори), точечная инкрустация золотой проволокой, коричневая патина.

Сая (ножны)

- Материалы: дерево магнолии, шелк (шелковый шнур), лак, медь, золото.
- Декор: ножны покрыты черным лаком (куро-уруси) в технике кава-нури (имитация фактуры кожи); устье ножен (коигути), заверение ножен (саядзири) и куригата – в технике хана-нури (блестящая гладкая поверхность). В куригата вставлена медная позолоченная втулка, сквозь которую продет и завязан сложным декоративным узлом шелковый шнур сагэо темно-синего цвета.
- Сохранность: предмет новодельный (начало XXI вв), сохранность очень хорошая, утрат и повреждений нет.
- Размеры: длина 118,7 см, ширина 4,6 см, толщина (включая куригата) 3,7 см, в устье – 2,8 см.

Аксессуары: сирасая (временная оправа для хранения клинка), парчовый чехол для сирасая, шелковый чехол для косираэ (оправы), деревянная копия клинка (сугата), 2 деревянных колышка мэкуги.

Мастер

Фудзивара Сигэтака

Фудзивара Сигэтака

Сигэтака с почетной фамилией Фудзивара, имел почетный титул Харима дайдзё – «вице-губернатор провинции Харима». Родился в конце XVI в. в г. Иида на юге провинция Синано (ныне – префектура Нагано). Учился у известного мастера Канэнори в г. Сэки, провинция Мино (принадлежавшего к традиции ковки мечей Мино-Сэки). Вместе с учителем перебрался в провинцию Этидзэн, которая также была одним из ведущих центров подготовки кузнецов в XVII в. Сигэтака основал собственную школу, насчитывающую не менее 11 поколений мастеров. Первые три поколения подписывались «Харима-дайдзё Фудзивара Сигэтака». Основатель школы («сёдай Сигэтака» - т.е. «Сигэтака, I поколение»), работе которого принадлежит данный клинок, был признанным кузнецом в период примерно с 1620-х по 1670 гг. (т.е. начиная с эры Канъэй до эры Канбун) и имел весьма солидный рейтинг среди кузнецов своей эпохи (60 баллов по шкале W.M. Hawley, в то время как «средние» мастера оцениваются в 15 баллов). Многие клинки его работы отличались очень большими размерами и роскошными, очень яркими и даже вызывающими узорами закалки.

Читать дальше

Техника

Литье

Литье

Литьё – способ изготовления художественных произведений, скульптуры, культовых изделий, предметов бытового назначения при помощи заполнения специальной литейной формы жидким металлом или сплавом.

Из металлов чаще всего используются золото, серебро, бронза, латунь, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Они плавки и могут легко разливаться в формы.

Перед литьём мастер должен изготовить модель из воска, свинца, меди или дерева.

Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей, поскольку разные их части отливают по отдельности, а затем соединяют посредством спайки или привинчивания.

Считается, что лучшие отливки получаются по медным моделям, так как после канфарения (обработки изделия резцом или напильником после отлития) эти отливки выглядели так, будто были сделаны мастерами-чеканщиками.

Читать дальше

Японская ковка мечей

Японская ковка мечей

Ковка меча - многосложный и трудоёмкий ритуал. Он требует от кузнеца высокого мастерства, ведь от каждого этапа процесса зависит результат. Издавна существовали специальные обряды, сопровождающие процесс ковки меча. Кузнечное ремесло в Японии передается от отца к сыну, благодаря чему продолжается многолетняя традиция ковки меча, через которую передается самобытность и оригинальность японской культуры.

Читать дальше