Японский короткий меч танто «Печати мастеров»

SUK-TAN-10/13(TBD13-8)
  • Мастер
    Сукэсада
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Эдо (1600–1868)
  • Материал
    Тамахаганэ, магнолия, лак уруси, кожа ската, бронза, перламутр, текстиль
  • Информация о предмете
    по запросу

Описание

Артикул: SUK-TAN-10/13(TBD13-8)

Размеры:

Длина клинка: 204 мм
Длина хвостовика: 81 мм
Общая длина клинка, включая рукоять и оправу для хранения (сая) - 330 мм
Общая длина клинка, включая рукоять и парадную оправу (косираэ) - 410 мм
Ширина лезвия клинка в самом широком месте - 231 мм
Толщина лезвия клинка в самом толстом месте - 6,5 мм

Вес клинка - 140 г
Общий вес клинка, включая рукоять и ножны для хранения (сая) - 335 г
Изгиб клинка - 0,04 cм

Значения подписи на хвостовике: на лицевой стороне – Сукэсада (祐定), на обратной стороне подпись отсутствует.

Тип хада (закалочного узора на поверхности стали клинка): мокумэ и масамэ.

На парадной оправе косираэ изображены печати известных художников, изготовленных в технике маки-э, что делает дизайн этого убранства уникальным. Такие печати художники ставили на свои работы, чтобы удостоверить их подлинность.

Этот танто в стиле айкути относится к периоду Эдо (1600-1868), когда Страной восходящего солнца правили сёгуны династии Токугава.

На клинке длиной 20,4 см с подписью (мэй) 祐定 Сукэсада не указано время его изготовления; однако можно отнести к периоду синто («новые мечи») и ориентировочно датировать XVII – XVIII вв. Что касается подписи, то имя 祐定 Сукэсада

можно назвать «брэндовым», которое использовали свыше сотни кузнецов, компактно живших в местечке Осафунэ провинции Бидзэн в период с XIV по конец XIX вв. Все эти кузнецы работали в стиле традиции Бидзэн-дэн, и их произведения оцениваются (за редким исключением) примерно одинаково – как вполне достойного среднего уровня.

Данный клинок вполне соответствует стилю традиции Бидзэн-дэн: паттерн ковки (китаэ) на боковой поверхности (дзихада) - мокумэ и масамэ (узор «древесного спила» с длинными продольными волнистыми волокнами и характерными «глазами», напоминающие следы от сучков); линия закалки (хамон) – сочетание паттернов тёдзи («гвоздичные зерна») – и гономэ (волнистая линия).

Ножны из дерева магнолии покрыты черным лаком куро-уроси, слегка порыжевшим от времени, и расписаны изображениями разнообразных старинных печатей золотым и киноварным лаком в технике макиэ.

Следует отметить, что такой декоративный мотив, как старинные печати с древними иероглифами в традиционной Японии был символом учености, мудрости и книжного интеллектуализма, а также своеобразным обращением к высоким нравственным ценностям древнекитайского конфуцианства, весьма востребованного в токугавской Японии.

Рукоять из дерева выполнена в стиле ханаси-мэнуки (т.е. без оплетки шнурами) и оклеена красивым зернистым самэ (кожа ската или акулы).

Танто, несмотря на вполне солидный возраст, отличается очень хорошим состоянием сохранности; при этом имеет соответствующие признаки весьма длительного существования: на хвостовике сформировалась естественная патина серо-бурого цвета, лаковая роспись ножен имеет характерные потертости – следы бытования предмета, сохраняющего «аромат» давно ушедшей эпохи.

Мастер

Школа