Японский короткий меч танто «Ветвь сакуры»

GS-17/TAN/S-01/12
  • Мастер
    Гассан Садатоси
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Хэйсэй (1989 — настоящее время)
  • Материал
    Японская сталь тамахаганэ
  • Размер
    Общая длина (включая рукоять и чехол) — 45,5 см, длина клинка — 27,2 см, длина хвостовика — 10,1 см, ширина клинка — 2,8 см, cори (изгиб клинка) — 0,1 см
  • Информация о предмете
    по запросу

Описание

Артикул: GS-17/TAN/S-01/12

Общий вес (включая рукоять и чехол) — 410 г

Вес клинка — 220 г

Тип хамон: сугуха
Тип хада (узор поверхности стали): Аясуги

Танто (айкути) работы знаменитого мастера Гассан Садатоси. Клинок длиной 27,2 см классической формы хирадзукури; узор ковки — дзихада китаэ — выполнен в редком и очень эффектном стиле аясуги — «узор криптомерии», ибо напоминает фактуру древесины старой японской криптомерии.

Этот стиль характерен для кузнецов традиции Гассан — и его поэтому называют гассан-хада.

Хамон, узор закаленного лезвия, выполнен в классической для танто манере сугуха — строгая прямая линия.

Клинок с лицевой стороны украшен гравировкой хоримоно — ветка цветущей сакуры и стих хайку «Цветы дикой вишни ловят лучи утреннего солнца», выполненный скорописью кана.

Цветы сакуры выступают одним из самых близких

японскому сердцу символов Страны восходящего солнца, олицетворяют красоту, нежность, а также бренность и скоротечность бытия.

На черене клинка с лицевой (внешней) стороны вырезана подпись (мэй) мастера: Ямато-дзю Гассан Садатоси саку — «Изготовил Гассан Садатоси из Ямато» (название исторической провинции, где расположена древняя столица Японии г. Нара, ныне — префектура Нара), с обратной (внутренней) стороны — дата изготовления: «20-й год эры Хэйсэй, 8-й месяц, благоприятный день», что соответствует августу 2008 г.

Ножны выполнены из древесины магнолии и покрыты благородным и изысканным черным лаком куро-уруси и расписаны золотым лаком в технике кин-макиэ — изображена ветка цветущей сакуры, одного из важнейших и любимых символов Японии.

Рукоять оправлена самэ (кожа ската) высшего качества, естественного белого цвета, с великолепными фактурными зернами, слагающий неповторимый орнамент. Рукоять украшена парой декоративных фигурок мэнуки (медь, золото, серебро) в стиле Гото, изображающих композицию икэбана из ветвей цветущей сакуры.

К ножнам пришнурован темляк сагэо из шелка ручной работы «цвета чая».

Мастер

Гассан Садатоси

Гассан Садатоси

Гассан Садатоси (1946 г. р.) — один из самых известных потомственных кузнецов современной Японии; является представителем династии и стиля Гассан, который сложился еще в период Камакура (1185-1333 гг.) и насчитывает историю в более чем 800 лет. В 1982 г. получил почетный статус муканса — «не нуждающийся в оценке», т. е. клинки его работы официально признаны настолько совершенными, что по определению являются шедеврами. В 2003 г. был удостоен титула «Важное Культурное Наследие префектуры Нара». Его отец и учитель Гассан Садаити, передавший ему секреты мастерства фамильной школы, имел титул «Живое национальное достояние Японии».

Читать дальше

Техника

Гравировка

Гравировка

Гравировка – один из древнейших способов обработки материалов (металла, камня, дерева и т. д.) резанием.

Резцом (штихелем) на поверхность изделия наносятся рисунки, надписи, узоры.

Благодаря умелому владению резными инструментами мастера в древние времена создавали уникальные произведения декоративно-прикладного искусства.

Старинные образцы гравировки оружия и ювелирных изделий и сейчас вызывают восхищение ценителей, ведь такие произведения являются штучными.

Читать дальше

Японская ковка мечей

Японская ковка мечей

Ковка меча - многосложный и трудоёмкий ритуал. Он требует от кузнеца высокого мастерства, ведь от каждого этапа процесса зависит результат. Издавна существовали специальные обряды, сопровождающие процесс ковки меча. Кузнечное ремесло в Японии передается от отца к сыну, благодаря чему продолжается многолетняя традиция ковки меча, через которую передается самобытность и оригинальность японской культуры.

Читать дальше

Маки-э

Маки-э

Искусство золотой лакировки маки-э – японская самобытная техника, аналога которой нет нигде в мире.

На просушенное лакированное изделие наносят эскиз рисунка японским лаком уруси, который добывают из лакового дерева.

На ещё не просохший слой лака с помощью тонкой трубочки распыляют золотую или серебряную пудру.

Когда поверхность изделия полностью высыхает, ее полируют деревянным углём, шлифовальной бумагой и т. д.

От размера крупинок пудры, которая используется для отделки, зависит степень блеска.

Например, если частицы крупные, то изделие будет ярко блестеть, и наоборот, если частицы мелкие, как пыльца, то цвет станет более матовым.

В зависимости от количества нанесенных слоев лака и пудры также может меняться степень глубины и объема рисунка.

Читать дальше

Лакирование Вадзима-нури

Лакирование Вадзима-нури

Вадзима-нури – особый стиль изготовления изделий из лака.

Предметы, выполненные в технике вадзима-нури, известны практически каждому японцу и считаются произведениями высшего сорта.

Все лакированные изделия рождаются в чутких руках мастеров. Процесс лакировки крайне трудоёмкий: от заготовки деревянной основы до завершения изделия необходимо пройти 124 этапа.

Навыки мастеров оттачивались из поколения в поколение в процессе истории, и до сих пор этот стиль сохран

яется в городе Вадзима (префектура Исикава).

Читать дальше