Гравюра «Накамура Кансукэ Тадатоки» из серии «Биографии преданных самураев», Утагава Куниёси

UK12-10/15

Описание

Артикул: UK12-10/15

Лист 16

Накамура Кансукэ Тадатоки (Накамура Кансукэ Масатоки).

«Кансукэ Тадатоки был потомственным вассалом Ако. В жизни отличался умеренностью и бережливостью, был учтив в обхождении, превосходно владел воинскими искусствами. К роскоши был равнодушен. Когда дом господина пал, он вместе с женой и детьми покинул провинцию Харима. В то время старшему его сыну Кандзиро было пять лет, младшему – Тюдзабуро, - два года. В столице он жил одним домом с Обоси, вошёл в союз давших клятву отмщения. На скопленные деньги он смог обеспечить жизнь членов своей семьи в деревне, откуда жена была родом.

Получив известие о том, что воинам, вошедшим в союз, надлежит увидеться в Канто и посетить могилу господина, он отправился в Адзума. Поселившись в главной ставке, он стал учеником Синси Кикаку <поэта> и зарабатывал на жизнь сочинением стихов хайках, взяв поэтический псевдоним Хёсю. Отака Сиё, Сэндзаки Тикухэй и Томимори Сюмпо часто посещали обители Кикаку и Сэнтоку, предавались «ветру и потоку»*, что помогало им разведать положение дел во вражеском особняке.

В ночь вторжения в Коно Кансукэ рубился яростно, до изнеможения, положил множество врагов. Его тяжкие труды увенчались успехом: враг господина был уничтожен. Каждый достиг своей заветной цели. Когда, собрав людей, он уходил из особняка через передние ворота, кто-то в спешке оставил зажжённые факелы. Тадаокаи, оглянувшись, сказал: «Осторожнее с огнём, факелы притушить!» «Ишь ты! Огонь ему помешал!» – донёсся до него чей-то шёпот. Кансукэ пришёл в ярость: «Что тут ещё за разговоры!» – гневно воскликнул он и одним ударом пронзил сказавшего их слугу. Копьё прошло наискось через рёбра, и тот, испустив дух, скончался…»

*Предаваться ветру и потоку» - жить в соответствии с естественными законами природы или прихотливыми законами искусства. Однако зачастую такой образ жизни выражался в эксцентричных поступках, пренебрежении правилами приличия и социальными нормами, в «беспутном» поведении.

Перевод М.И. Успенского
Пояснения в тексте заключены в <>.

Лист «Накамура Кансукэ Тадатоки (Накамура Кансукэ Масатоки)» входит в серию «Жизнеописания преданных и верных вассалов» («Сэйтю Гисидэн»), созданную художником-гравёром Итиюсай Куниёси (1797-1861) в содружестве с автором текстов Иппицуан (настоящее имя – Кэйсай Эйсэн (1790-1848), также художник-гравёр).

Серия посвящена событиям начала XVIII века, которые происходили в столице Японии Эдо и начались с нападения молодого воина Асано Такуми-но Наганори на главу знатного аристократического рода и церемониймейстера двора сёгуна Кира Кодзукэ-но сукэ Ёсинака. Вооружённое нападение произошло в «Сосновом коридоре» замка сёгуна; о его причинах существует несколько версий, наиболее популярной из которых является версия о том, что молодой самурай получил от церемониймейстера неполные инструкции о поведении при дворе и был поднят придворными на смех из-за несоблюдения этикета.

В любом случае, обнажение оружия в замке сёгуна и нападение на придворного высокого ранга являлись преступлениями, и Асано был приговорён к исполнению ритуального самоубийства (сэппуку). В соответствие с законами эпохи Токугава, клан Асано подлежал расформированию после смерти господина, и, таким образом, его вассалы становились ронинами. Несмотря на расформирование клана, часть бывших вассалов Асано вознамерилась отомстить за смерть господина и наказать Кира Ёсинака за оскорбление, нанесённое ему. В течении года ронины, разбросанные по всей Японии, вели тайную подготовку и в последний месяц 15 года Гэнроку (1702 г.) собрались в Эдо для штурма имения Кира.

Кита Ёсинака был убит во время штурма, и его голову ронины торжественно возложили на могилу своего господина, после чего сдались властям. Поступок ронинов имел неоднозначную оценку в японском обществе: часть жителей Эдо считала их героями, совершенным воплощением идей вассальной преданности и самурайской чести. Большая часть чиновников и законников Эдо настаивала на преступности деяний ронинов и их неподчинении законам.

Романтизированная версия истории месте ронинов легла в основу многочисленных литературных произведений, театральных постановок и гравюр. Одной из многочисленных серий гравюр, посвящённых мести преданных вассалов, является серия Утагава Куниёси.

Имена, указанные на листах гравюры, являются хэммэй («скрытым именем»), так как цензурой было запрещено использование настоящих имён ронинов-участников событий 1702-1703 годов. В описании гравюры приводится хэммэй, в скобках – настоящее имя героя.

Серия занимает в творчестве Куниёси особое место: она была создана в конце 1840-х годов, когда слава художника достигла апогея. Гравюры относятся к жанру муся-э («изображение воинов»). Все листы серии напечатаны в формате обан (24х34,5 см), имеют подпись художника, печать эдосского издательства Кайдзюдо (функционировало с 1835 по 1855 г.). Листы пронумерованы, но на некоторых листах поля с нумерацией были обрезаны при переплёте гравюр в альбомы или оформлении в раму или паспарту. Каждый лист имеет две цензорские печати.

Мастер

Утагава Куниёси

Утагава Куниёси

Родился 1 января 1798 года (15-й день 11-го месяца 9-го года Кансэй), умер 14 апреля 1861 года (5-й день 3-го месяца Бункю).

Он был одним из наиболее известных художников укиё-э конца периода Эдо, создававшим произведения, отличавшиеся богатством фантазии, оригинальным дизайном, необычайными идеями и отличной прорисовкой деталей.

Читать дальше

Техника

Гравюра

Гравюра

Гравюра на дереве – уникальное явление в японской культуре. Техники такой гравюры были заимствованы из Китая. С 13 века из дерева вырезались буддийские амулеты, иконы.

Гравюра - это размноженный оттиск с деревянной дощечки, на которой с особой тщательностью вырезался определенный сюжет, продуманный художником до мельчайших деталей, чтобы в последствии отпечатать этот сюжет с использованием краски различных цветов. Количество цветов в гравюре увеличивалось по мере развития и совершенствования техники.

Читать дальше