Гравюра «Обоси Сэйдзаэмон Нобукиё» из серии «Жизнеописания преданных и верных вассалов», Утагава Куниёси

UK1-10/15

Описание

Артикул: UK1-10/15

Лист 23

Обоси Сэйдзаэмон Нобукиё (Обоси Сэйдзаэмон Нобукиё).

«Обоси Нобукиё был двоюродным братом Юраносукэ <главы союза мстителей>. В клане боковой ветви рода занимал должность эксперта по оружию. Ему было положено жалование в 200 коку риса <30.000 кг>. Обоси Могасабуро и Кондо Гэндзиро также были солидарны с Юраносукэ и примкнули к заговору. Однако по некоторым обстоятельствам во время нападения они остались в столице <Киото> и не оказались в ярдах преданных вассалов. Нобукиё был молодым воином, сведущим в воинских искусствах и полным кипучей энергии.

Отправление Ёсио в Канто всё откладывалось, он истомился ожиданием и сильно возмущался. То и дело он напоминал двум воинам – Хара и Ёсида – о нападении. Час отмщенья приближался. За четыре-пять дней до него Нобукиё, исполненных мужества, в одиночку приехал в особняк Орибэ, который был главной ставкой. Тщательно осмотрев заранее приготовленные лук, стрелы, копьё, алебарду и другое необходимое оружие, он с таким нетерпением ожидал назначенного времени, что в ночь 14 дня перед часом нападния не мог спать. Сражался он мужественно. При взятии задных ворот он стоял четвёртым номером, однако, сразившись со множеством врагов, не нашёл среди них равного своей львиной мощи. И тут, назвав себя, вступил в бой Суто Санъэмон – управляющий Коно Ухэя Мороясу <сына хозяина особняка>. Нобукиё, поняв, кто перед ним, вынул меч и с боевым кличем ринулся на врага. Однако Суто был так же сведущ в воинских искусствах, поэтому, сверкнув мечом, сумел отпрыгнуть. Они бились, демонстрируя сверхъестественно стремительные приёмы <о таких говорят: «боги появляются, демоны исчезают»>, но при этом дыхание у них даже не участилось. Вдруг искра, отлетевшая от меча Нобукиё, ослепила Суто, и тот стал махать мечом беспорядочно. Нобукиё тут же воспользовался этим и разрубил его отплеча до поясницы. Кровь хлынула фонтаном, и Суто, не успев даже вскрикнуть, скончался. Тогда, не удостоив его взглядом, Нобукиё молниеносно вбежал во внутренние покои».

Перевод М.И. Успенского
Пояснения в тексте заключены в <>.

Лист «Обоси Сэйдзаэмон Нобукиё» входит в серию «Жизнеописания преданных и верных вассалов» («Сэйтю Гисидэн»), созданную художником-гравёром Итиюсай Куниёси (1797-1861) в содружестве с автором текстов Иппицуан (настоящее имя – Кэйсай Эйсэн (1790-1848), также художник-гравёр).

Серия посвящена событиям начала XVIII века, которые происходили в столице Японии Эдо и начались

с нападения молодого воина Асано Такуми-но Наганори на главу знатного аристократического рода и церемониймейстера двора сёгуна Кира Кодзукэ-но сукэ Ёсинака. Вооружённое нападение произошло в «Сосновом коридоре» замка сёгуна; о его причинах существует несколько версий, наиболее популярной из которых является версия о том, что молодой самурай получил от церемониймейстера неполные инструкции о поведении при дворе и был поднят придворными на смех из-за несоблюдения этикета.

В любом случае, обнажение оружия в замке сёгуна и нападение на придворного высокого ранга являлись преступлениями, и Асано был приговорён к исполнению ритуального самоубийства (сэппуку). В соответствие с законами эпохи Токугава, клан Асано подлежал расформированию после смерти господина, и, таким образом, его вассалы становились ронинами. Несмотря на расформирование клана, часть бывших вассалов Асано вознамерилась отомстить за смерть господина и наказать Кира Ёсинака за оскорбление, нанесённое ему. В течении года ронины, разбросанные по всей Японии, вели тайную подготовку и в последний месяц 15 года Гэнроку (1702 г.) собрались в Эдо для штурма имения Кира.

Кита Ёсинака был убит во время штурма, и его голову ронины торжественно возложили на могилу своего господина, после чего сдались властям. Поступок ронинов имел неоднозначную оценку в японском обществе: часть жителей Эдо считала их героями, совершенным воплощением идей вассальной преданности и самурайской чести. Большая часть чиновников и законников Эдо настаивала на преступности деяний ронинов и их неподчинении законам.

Романтизированная версия истории месте ронинов легла в основу многочисленных литературных произведений, театральных постановок и гравюр. Одной из многочисленных серий гравюр, посвящённых мести преданных вассалов, является серия Утагава Куниёси.

Имена, указанные на листах гравюры, являются хэммэй («скрытым именем»), так как цензурой было запрещено использование настоящих имён ронинов-участников событий 1702-1703 годов. В описании гравюры приводится хэммэй, в скобках – настоящее имя героя.

Серия занимает в творчестве Куниёси особое место: она была создана в конце 1840-х годов, когда слава художника достигла апогея. Гравюры относятся к жанру муся-э («изображение воинов»). Все листы серии напечатаны в формате обан (24х34,5 см), имеют подпись художника, печать эдосского издательства Кайдзюдо (функционировало с 1835 по 1855 г.). Листы пронумерованы, но на некоторых листах поля с нумерацией были обрезаны при переплёте гравюр в альбомы или оформлении в раму или паспарту. Каждый лист имеет две цензорские печати.

Мастер

Утагава Куниёси

Утагава Куниёси

Родился 1 января 1798 года (15-й день 11-го месяца 9-го года Кансэй), умер 14 апреля 1861 года (5-й день 3-го месяца Бункю).

Он был одним из наиболее известных художников укиё-э конца периода Эдо, создававшим произведения, отличавшиеся богатством фантазии, оригинальным дизайном, необычайными идеями и отличной прорисовкой деталей.

Читать дальше

Техника

Гравюра

Гравюра

Гравюра на дереве – уникальное явление в японской культуре. Техники такой гравюры были заимствованы из Китая. С 13 века из дерева вырезались буддийские амулеты, иконы.

Гравюра - это размноженный оттиск с деревянной дощечки, на которой с особой тщательностью вырезался определенный сюжет, продуманный художником до мельчайших деталей, чтобы в последствии отпечатать этот сюжет с использованием краски различных цветов. Количество цветов в гравюре увеличивалось по мере развития и совершенствования техники.

Читать дальше