Гравюра «Тиндзюфу Сёгун Хидэхара» из серии «Зерцало прославленных военачальников»

FT14-34-12/16
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Эдо (1600–1868)
  • Материал
    краски, бумага
  • Размер
    24 х 36 см
  • Стоимость
    по запросу

Описание

Артикул: FT14-34-12/16

Серия цветных гравюр «Зерцало прославленных военачальников» («Хонтё̄ Мэйсё̄ Кагами») была создана художником Утагава/Итиюсай Ёсикадзу.

Настоящее имя и годы жизни Утагава Ёсикадзу не известны. Мастер жил в Эдо во второй половине XIX века, активно работал с 1848 по 1870 г. Ёсикадзу был учеником мастера Утагава Куниёси и последователем школы Утагава. Как и его учитель, Ёсикадзу занимался гравюрами с изображениями легендарных героев и исторических персонажей, муся-э («изображение воинов»).

Популярность жанра муся-э в то время была обусловлена тем, что во второй половине XIX в укладе жизни японцев происходили серьезные перемены: окончание периода изоляции, падение сёгуната, восстановление императорской власти. В ответ на такие перемены японские мастера-граверы вновь обратились к своей истории, традициям и великим героям прошлого. За период своего творчества художник создал много исторических серий, среди которых «Тайхэйки» («Повесть о Великом Мире») и «Хэйкэ моногатари» («Повесть о доме Тайра»).

Серия «Зерцало прославленных военачальников» была создана в 1858 году. Все листы серии напечатаны в формате обан (24х34,5), имеют подпись художника и печать издательства Маруя Дзимпати (Эндзюдо̄). Цикл гравюр был посвящен таким деятелям как самурайский полководец, даймё Асакура Садакагэ 麻倉貞景 (1358-1436), генерал Асикага Тадаёси 足利直義 (1306-1352) и самурай Такэда Нобусигэ 武田信繁 (1525-1561).

Оригинальность художественного стиля гравюр Ёсикадзу заключается в том, что с одной стороны, изображение героев сдержанно и строго, а с другой – несет внутреннее напряжение и своеобразное изящество.

Фудзивара но Хидэхира (1122-1187) был третьим правителем северной ветви рода Фудзивара в провинции Муцу. Хидэхара дважды укрывал у себя сына Минамото но Ёситомо - Минамото но Ёсицунэ, великого японского полководца из клана Минамото. В первый раз Хидэхара спас шестнадцатилетнего Ёсицунэ, когда тот сбежал из храма Курама, в который был изгнан во времена восстания Хэйдзи 1159 года (в ходе этого восстания были убиты отец и два брата Ёсицунэ). Во второй – когда Ёсицунэ скрывался от своего старшего брата Минамото но Ёритомо, против которого выступил вместе с бывшим императором Го-Сиракавой. Пожилой Хидэхира перед смертью наказал своему сыну, Фудзивара но Ясухиро, защитить Ёсицунэ, однако сын его не послушался и в 1189 году предал полководца из клана Минамото.

Тиндзюфу Сё̄гун – военный титул, который появился в Японии в VIII веке (период Нара). Тиндзюфу Сё̄гун был командиром армии по покорению северных племен Эдзо (Айну).

На гравюре Ёсикадзу Фудзивара но Хидэхира сидит в богато расшитом темно-зеленом парадном костюме, руки лежат на коленях, тонкие пальцы правой руки перебирают ткань платья. За спиной полководца на красной подставке находится его меч.

Техника

Гравюра

Гравюра

Гравюра на дереве – уникальное явление в японской культуре. Техники такой гравюры были заимствованы из Китая. С 13 века из дерева вырезались буддийские амулеты, иконы.

Гравюра - это размноженный оттиск с деревянной дощечки, на которой с особой тщательностью вырезался определенный сюжет, продуманный художником до мельчайших деталей, чтобы в последствии отпечатать этот сюжет с использованием краски различных цветов. Количество цветов в гравюре увеличивалось по мере развития и совершенствования техники.

Читать дальше