Галерея KASUGAI открыла новый сезон встреч с экспертами в рамках проекта «Вечера в KASUGAI»

25 сентября 2019

Галерея KASUGAI открыла новый сезон встреч с экспертами в рамках проекта «Вечера в KASUGAI».

«Вечера в KASUGAI» – это встречи с реставраторами, экспертами, искусствоведами, которые посвящены коллекциям искусства Японии и судьбам отдельных шедевров японского декоративно-прикладного, оружейного и изобразительного искусства.

Сезон был открыт выступлением Елены Григорьевны Шишковой, заведующей Лабораторией научной реставрации восточной живописи Государственного Эрмитажа. Встреча была посвящена восстановлению экспозиции памятников японской культуры и искусства в Эрмитаже. Особое внимание в рассказе Елены Григорьевны было уделено особенностям и сложностям в реставрации восточной живописи в целом и подготовке специалистов в этой области.

Эксперты и сотрудники галереи KASUGAI познакомились с выдающимися памятниками из собрания Эрмитажа, которые были спасены от разрушения благодаря Елене Григорьевне и её коллегам. Лаборатория научной реставрации восточной живописи сегодня работает с различным материалом: японские свитки и ширмы, живопись на рисовой бумаге, японской бумаге васи; это и буддийские иконы-танка из Тибета, Китая, Монголии и других стран. В сферу деятельности художников-реставраторов входит и работа с живописью на слоновой кости, а также с другими сложными по структуре материалами, к которым необходим особый подход.

Елена Григорьевна также рассказала о различных сложностях и казусах при реставрации восточной живописи. Так при работе с японским свитком конца XVI века реставраторы столкнулись с проблемой, связанной с составом используемых материалов: японские мастера добавляли в клеевой раствор мышьяк для отпугивания мышей и насекомых, но этот факт выяснился лишь в процессе реставрации. Ядовитые испарения мышьяка могут нанести значительный вред здоровью, поэтому реставраторам необходимо быть предельно внимательными при работе даже с такими, казалось бы, неопасными предметами как свитки.

В беседе наши гости ещё раз убедились в том, что в реставрации самое главное внимательно изучить реставрируемый предмет и «не сделать его лучше, чем создал сам автор».