Мастер нихонга Юкио Кондо в Галерее KASUGAI

15 сентября 2014

На это неделе галерею KASUGAI посетил интересный и талантливый человек, чья жизнь не менее удивительна, чем его работы. Художник Юкио Кондо – мастер живописи нихонга. Его персональная выставка «Эхо природы» сейчас проходит в галерее Bolin Санкт-Петербурге. Мастер живет в Токио и проводит много времени на острове Хоккайдо, где ищет вдохновения и новые сюжеты для своих работ.

Одна из задач Галереи KASUGAI – установить прочную связь между двумя культурами – Востока и Запада, проникнуть в самые потаенные уголки, чтобы понять, что отличает европейца от человека Востока, что связывает эти два мира, в частности, какие сходства и различия существуют в русском и японском национальных характерах. Обособленно этого понять не возможно. Книги могут лишь приоткрыть глаза на жизнь японцев, но никогда не заменят живого общения, когда есть возможность обменяться взглядами, жестами, тонкими эмоциональными переживаниями. Именно поэтому Галерея KASUGAI ищет пути активного сотрудничества с людьми искусства, специалистами из Японии, которые могли бы «из первых уст» рассказать об удивительном мире, который мы только начинаем познавать, ответить на самые волнующие вопросы и обсудить самые неофициальные темы.

А работы мастера действительно удивительны: поражает, с какой точностью мастеру удалось уловить… эхо природы… или ее дыхание, в чем секрет такого мастерства? Годы тренировок? Но ведь сколько мастеров в совершенстве оттачивают технику рисунка, но между тем работа остается мертвой. А работы Юкио Кондо живут и в буквальном смысле дышат.

Все работы мастера выполнены красками из натурального пигмента на натуральной бумаге васи. Пигменты никогда не смешиваются, чтобы получить нужный цвет, необходимо расщепить минерал. Оттенок цвета зависит от величины песчинок: самый темный цвет получается из крупных песчинок. Чем мельче песчинка, тем бледнее цвет. Песчинки размельчаются вручную. Из одного минерала можно получить до 16-ти оттенков цвета. Кем нужно быть, чтобы контролировать интенсивность цвета только на уровне интуиции? Алхимиком… волшебником… виртуозом? Наверное всем вместе.

Пишет мастер исключительно с «натуры»: выезжает в лесные и горные районы острова Хоккайдо, ставит ловушки, привлекающие животных, и вооружившись остротой зрения и внимательностью, старается уловить каждую клеточку животного, каждый блик в глазах зверя, шорох пера, импульс страха и волнения.

Такая работа не всегда безопасна: чтобы изобразить дикого хищника, необходимо быть осторожным. Мастер рассказал, как он пишет своих любимых зверей – медведей: за специальной решеткой в джипе – одна рука на кисти, другая на ключе зажигания, чтобы в любой момент, если зверь заметит, иметь возможность спастись. Дух захватывает. Но это того стоит. Звери на полотнах мастера изображены величественно и благородно. Мастер работает с разными форматами полотен – от больших прямоугольных до традиционных свитковых.


Помимо рассказа о своем творчестве, мастер позволил нам проникнуть в уголки своей души, где сокрыты те удивительные особенности японского характера, которые отличают этот народ от других. Мастер рассказал, что он обожает Россию, в Санкт-Петербурге у него много друзей, он уже 6 раз посетил наш город и с удовольствием остался бы тут навсегда (ну или по крайней мере надолго), потому что видит в нашем городе большой творческий потенциал и большое будущее. К тому же, он считает, что русские и японцы очень похожи.

О себе мастер говорит мало, это отличительная черта японцев – скромность. Несмотря на то, что имя мастера содержится в реестре крупных художников Японии, мастер не видит в этом большой заслуги и рассказывает об этом просто и непринужденно. И даже то, что Юкио Кондо участвовал в выполнении фрески «Безмолвный зоопарк» («Silent zoo») в аэропорту Нарита вместе со своим учителем Сатоси Хасэгава, мастер считает заслугой только учителя, ведь без наставника не возрастает ни одно ремесло.


Юкио Кондо не только хороший художник и прекрасный человек, он еще и гражданин мира. Его целью является сделать искусство доступным не только состоятельным людям, но и малообеспеченным семьям. Именно поэтому он мечтает в скором времени ездить не только по крупным городам, но и заезжать в маленькие деревеньки и показывать свои картины простым людям.

Техника нихонга позволяет незрячим людям осязать картины пальцами за счет объемности изображения, которое достигается чередованием слоев красок из натурального пигмента. Мастер говорит, что он бы предпочел, чтобы его "работы стерлись в пыль от соприкосновения тысячи пальцев, чем быть неприкосновенным украшением на стене в чьем-нибудь доме". От таких откровений начинаешь переоценивать жизнь.


Юкио Кондо ведет также кружки по искусству, дает мастер-классы и читает лекции, рассказывая людям о живописи, технике нихонга и загадочной японской душе. Все его выступления совершенно бесплатны. Он ездит по миру и считает, что нет большего счастья, чем бескорыстно рассказывать людям о своем любимом деле и о своей любимой стране, а также искать друзей и единомышленников.


Мы остались под большим впечатлением от этой встречи, что даже далекие горные водопады Японии, отраженные на фотоснимках, стали оживать, и все предметы в галерее приобрели иное звучание, наполнились духом интересной беседы. Мы снова убедились, что нет ничего ценнее связи и общения между людьми.