Парные вазы с рисунком в виде цветов

A656
  • Мастер
    Цукамото Хикокити
  • Страна
    Япония, Нагоя
  • Период создания
    Мэйдзи (1868–1912)
  • Материал
    Медь, серебро, эмаль с примесью стеклянной пудры
  • Размер
    Диаметр горлышка 80 мм, диаметр вазы 160 мм, высота 370 мм
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: A656

Среди тех, кто сыграл огромную роль в новом рождении японских эмалей в XIX веке, был Цукамото Кайсукэ (1828–1887 гг.) из Нагоя и члены его семьи. Парные вазы с изображением цветов выполнены младшим современником, учеником и родственником прославленного мастера — Цукамото Хикокити. Мастер работал с 1880 по 1920 гг. Он в совершенстве владел разными техниками художественного эмальирования.

Подобные предметы изготавливались на экспорт в Европу, о чем свидетельствует орнамент и парность предметов. Уровень клуазоне (по-японски «сиппо» — «семь сокровищ») эпохи Мэйдзи остается недостижимым вплоть до нашего времени; крупнейшие антикварные дилеры Японии скупают лучшие образцы перегородчатой эмали в странах Европы для последующей перепродажи непосредственно в Японии.


Настоящие изделия являются образцами японских художественных эмалей и представляют собой довольно крупные парные вазы с овоидным туловом, крутым оплечьем, небольшим горлом, заканчивающимся раструбом возле устья. Они выполнены из меди и декорированы полихромными эмалями в технике юсэн (перегородчатая эмаль).


На тулове обеих ваз на фоне темно-синей эмали изображена композиция из цветов — лилии, маки, ирисы и другие. Подобный орнамент на синем фоне позже стилизованно воспроизводился в декоративных предметах эпохи модерна.
На дне имеется марка, свидетельствующая, что изделия являются продукцией мастера-эмальера Цукамото Хикокити.
Вазы имеют музейную ценность.


Техника

Литье

Литье

Литьё – способ изготовления художественных произведений, скульптуры, культовых изделий, предметов бытового назначения при помощи заполнения специальной литейной формы жидким металлом или сплавом.

Из металлов чаще всего используются золото, серебро, бронза, латунь, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Они плавки и могут легко разливаться в формы.

Перед литьём мастер должен изготовить модель из воска, свинца, меди или дерева.

Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей, поскольку разные их части отливают по отдельности, а затем соединяют посредством спайки или привинчивания.

Считается, что лучшие отливки получаются по медным моделям, так как после канфарения (обработки изделия резцом или напильником после отлития) эти отливки выглядели так, будто были сделаны мастерами-чеканщиками.

Читать дальше

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Слово «клуазоне» (яп. сиппо, или «семь сокровищ») означает технику создания предметов из эмалированного металла, украшенных сложными узорами.

При работе в технике перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски, а образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой – эмалью.

После обжига поверхность гладко шлифуют, в результате чего металл с эмалью образуют ровную плоскость, а металлические перемычки создают определённый узор.

Этот способ эмалирования был особенно распространен в Японии. Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным. Сначала на него наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски, после чего все покрывается бесцветной прозрачной эмалью с глазурью в качестве защитного средства.

Читать дальше