Коллекция сагэмоно в технике маки-э

HMD14-2-07/14
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Мэйдзи (1868–1912)
  • Материал
    Дерево, лак, шёлк, слоновая кость
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: HMD14-2-07/14

Коллекция представляет собой 12 комплектов сагэмоно - («подвешиваемая вещь»), наборов для ношения необходимых в ежедневном быту мелких вещей на поясе оби японского мужского традиционного костюма.

В каждый комплект входят:

- инро – составная коробочка для мелочей, состоящая из нескольких мелких лотков, соединяемых пазами на шёлковом шнуре. В инро обычно хранились медицинские и парфюмерные средства, небольшие личные печати.
- шёлковый шнур, продеваемый под оби.
- нэцкэ – миниатюрный резной брелок, закрепляющий шнур на верхней кромке пояса оби и не дающий шнуру выскальзывать из-под пояса.
- одзимэ – бусина, стягивающая два шнура над инро.

В представленном ансамбле предметы появились в XVII - начале XVIII века (эпоха Эдо) сперва в среде самураев, а затем распространились в широких городских слоях. На протяжении эпохи Эдо правительством Токугава было издано несколько так называемых «законов против роскоши», ограничивавших использование драгоценных камней, золота и других дорогостоящих материалов в предметах роскоши для «третьего сословия» (горожан, ремесленников, купцов и пр.). Это заставило мастеров нэцкэ и сагэмоно использовать такие материалы как дерево, рог, редко-слоновую кость, цветной лак и лак с напылением драгоценных металлов и ювелирных сплавов. Они стали наиболее декоративными аксессуарами японского костюма и отдельным видом декоративно-прикладного искусства.

Все изделия коллекции датируются концом XVIII – XIX веком, временем расцвета искусства миниатюрной резьбы нэцкэ и работ по лаку уруси.

Инро разных форм принадлежат разным школам и демонстрируют широкий арсенал техник лакирования (уруси): хирамаки-э (плоский рисунок), такамаки-э (рельефный рисунок), кириканэ (включение в лак мелких кусочков золотой фольги), насидзи (включение в лак мелкой золотой пудры), инкрустация перламутром (радэн), кораллом, слоновой костью, включение красного лака. Сюжеты декора разнообразны и основаны на мифологических и литературных источниках, благопожелательной символике Дальнего Востока и традиционных декоративных мотивах японского изобразительного искусства.

Инро коллекции выполнены в крупнейших мастерских уруси находились в Киото и Нагоя.

Нэцкэ, выполненные из дерева, слоновой кости и металла, представляют ведущие школы резьбы: Киото, Осака, Нагоя, Эдо, Асакуса.

В японской культурной традиции нэцкэ не имели ярко выраженной функции амулета (талисмана), но сюжеты резьбы, как правило, имеют благопожелательное символическое звучание.

Одзимэ из коллекции выполнены из коралла, цветного камня, дерева и металла. Как правило, форма и декор одзимэ гораздо более скромные, чем декор инро и нэцкэ, так как одзимэ, в основном, рассматривались как сугубо функциональный элемент комплекта. Однако в коллекции представлены несколько редких видов одзимэ: металлическая ажурная в форме бусины и одзимэ-коробочка, с декором, характерным для художественных работ по металлу и деталей оправы мечей.

В японской традиции не существовало чётких представлений о компоновке наборов сагэмоно, она определялась вкусами и предпочтениями владельца, но часто элементы подбирались по общности сюжетов декора. В коллекции KASUGAI в половине комплектов прослеживается связь между образным строем или сюжетом между инро и нэцкэ.

Все предметы коллекции находятся в хорошем состоянии, имеют незначительные утраты без видимых сколов, царапин, потёртостей или иных повреждений. Наборы укомплектованы шёлковыми шнурами разных цветов, традиционного плетения. Коллекция представлена в коробке современной работы, удобной как для хранения, так и для демонстрации (экспонирования) предметов. Она представляет наиболее значимые виды и техники декоративно-прикладного искусства Японии эпохи Эдо. Также и сюжеты декора всех комплектов иллюстрируют важнейшие аспекты японской традиционной культуры.

Как целостная коллекция набор сагэмоно представляет большую художественную, культурную и коллекционную ценность.

В то же время любой комплект может рассматриваться как самостоятельный коллекционный предмет, обладая высокой художественной ценностью.

Все описательные материалы предоставлены научным сотрудником Музея "Кунсткамера" Синицыным А.Ю.

Техника

Художественная резьба по кости

Художественная резьба по кости

Художественная резьба – это вид искусства, сохранившийся с самых далеких времен истории человечества. Первыми мастерами по резьбе были первобытные люди, чему археологи не раз находили и продолжают находить подтверждения. Для резьбы по кости используются такие благородные разновидности этого материала как бивень мамонта, бивень слона, зуб кашалота, клык моржа, скелетная кость кита, лосиный рог, олений рог, цевка (простая животная кость).

Читать дальше

Така-маки-э

Така-маки-э

Такамаки-э – техника создания выпуклого рисунка на поверхности изделия лаком-уруси, одна из разновидностей техники маки-э. Существуют различные способы «поднятия» рисунка. Например, при способе уруси-агэ («поднятие лаком») выпуклый рисунок создаётся за счёт нанесения толстого слоя лака. При сумико-агэ («поднятие порошком от древесного угля») или при якисудзуфун-агэ («поднятие порошком олова») рисунок «поднимается» благодаря распылению на невысохший лак порошков от угля или олова. Чаще всего используется способ уруси-агэ, а предметы, изготовленные способами сумико-агэ и якисудзуфун-агэ, можно найти по большей части только среди выставочных экспонатов музеев.

Читать дальше

Маки-э

Маки-э

Искусство золотой лакировки маки-э – японская самобытная техника, аналога которой нет нигде в мире.

На просушенное лакированное изделие наносят эскиз рисунка японским лаком уруси, который добывают из лакового дерева.

На ещё не просохший слой лака с помощью тонкой трубочки распыляют золотую или серебряную пудру.

Когда поверхность изделия полностью высыхает, ее полируют деревянным углём, шлифовальной бумагой и т. д.

От размера крупинок пудры, которая используется для отделки, зависит степень блеска.

Например, если частицы крупные, то изделие будет ярко блестеть, и наоборот, если частицы мелкие, как пыльца, то цвет станет более матовым.

В зависимости от количества нанесенных слоев лака и пудры также может меняться степень глубины и объема рисунка.

Читать дальше

Резьба по дереву

Резьба по дереву

Резьба по дереву – один из видов художественной обработки дерева. Это старинный народный промысел.

Резным деревом декорируют предметы мебели, украшают здания. Из дерева вырезают также и более миниатюрные фигуры.

Резьба подразделяется на несколько типов по глубине резки, а также по ритму, месту расположения узора и его характеру.

У каждого народа издавна существуют свои традиции этого художественного промысла. Среди наиболее распространенных видов этой техники – плосковыемчатая (плоскорельефная), геометрическая, прорезная, рельефная, скульптурная резьба.

Для ручной художественной резьбы используются различные режущие инструменты.

Читать дальше

Коллекционирование предметов искусства – процесс захватывающий, эмоциональный, однако только разумный подход к этому увлечению позволит взвешенно и осознанно создать грамотно подобранную коллекцию. Хорошо продуманная коллекция имеет большую ценность с точки зрения культурного наследия и инвестирования.