Панно с росписью по шёлковому бархату

SilkPic2
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Мэйдзи (1868–1912)
  • Материал
    шёлковый бархат, красители
  • Размер
    168 х 115 см
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: SilkPic2

Техника окрашивания юдзэн напоминает европейскую роспись батиком, так как для создания узора используют, так называемый, резерв, который создаёт контуры рисунка и не позволяет красителю расплываться по поверхности материала. Резерв состоит из рисовой пасты (нори) и может быть прозрачным или окрашенным. Этим составом также покрывают готовое изделие для закрепления рисунка, после чего шёлк промывают и удаляют остатки. Возникновение техники юдзэн относят к XVII веку и связывают с именем мастера Миядзаки Юдзэна, который занимался росписью вееров и усовершенствовал технику окраски тканей.

В период Мэйдзи (1868-1912) с появлением анилиновых красителей и новых методов окрашивания стали появляться более яркие и разнообразные по дизайну и исполнению изделия. В частности, некоторые красители стали смешивать с пастой нори. Так, в процессе окрашивания паста проникала в структуру ткани, одновременно окрашивая полотно и не позволяя смешиваться красителям друг с другом. Благодаря этой технологии изображение обретает эффект многослойной росписи.

Панно представляет собой разновидность данной техники – юдзэн-биродо. Считается, что в 1868 году Нисимура Содзаэмон создал новый вид орнамента для текстильной экспортной продукции. Это был узорчатый или окрашенный бархат, известный как юдзэн-биродо. Бархат, вероятно, был завезен в Японию португальскими или голландскими торговцами в начале XVII века, но никогда не имел широкую популярность. Нисимура же применил свои знания о технике юдзэн к шёлковому бархату, тем самым усилив живописность изображения. Особенность юдзэн-биродо заключается в подстригании ворса в определенных местах после окрашивания - этот нюанс помогает передать ощущение объёма и глубины композиции.