Сервиз Сацума чайный на шесть персон

SA6-08/15
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Тайсё (1912–1926)
  • Материал
    керамическая масса, надглазурные краски, золото
  • Размер
    Чашка 5 х 7.5 см, блюдце - 13.4 см, чайник - 15 см, сахарница - 8 см, молочник - 8 см
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: SA6-08/15

Сервиз в стиле сацума на шесть персон состоит из шести чайных пар, чайника, сахарницы и молочника. Форма изделия, орнамент и комплектация позволяет предположить, что изделие было выполнено на экспорт. Сервиз выполнен из тонкой светлой керамической массы, характерной для мастерских провинции Сацума конца XIX – начала XX веков. Цвет черепка и наличие характерного кракелюра на прозрачной глазури позволяет говорить о том, что «бельё» было выполнено в мастерских Сацума для продажи в центры декорировки за пределами провинции. Нерегулярный мелкий рисунок кракелюра позволяет отнести «бельё» к производству печей Татэно в Сацума.

По стилистике росписи сервиз близок к киотоским мастерским декора сацума (кё-сацума), также находит аналогии среди изделий, декорированных в Осака и Кобэ. Декор этого сервиза отличается близостью к оригинальным росписям провинции Сацума – большая

часть фона остаётся недекорированной, позволяя увидеть высокое качество и особенности светлого керамического черепка: его кремовый цвет и тонкую сеть цека (кракелюров) на прозрачной глазури, характерные для изделий сиро-сацума (белых Сацума). Цветы и элементы пейзажа выполнены деликатно, живописно расположены «золотые облака», нанесённые золотыми точками.

Сюжет декора – сцены из городской жизни – куртизанки на прогулке, женщины и дети, цветы и птицы, характерен для мастерских Киото или других мастерских региона Кансай.

Ручки изделий, носик чайника покрыты матовой позолотой; слив молочника покрыт красной надглазуной краской и декорирован растительным орнаментом (арабеском) золотом в манере кинрандэ (роспись надглазурным красным и золотом). Применение кинрандэ также подтверждает киотоское происхождение сервиза.

На изделиях имеется марка мастера Фудзан (можно также прочитать как Фукудзан»).

Техника

Надглазурная роспись

Надглазурная роспись

Надглазурная роспись – техника декорирования керамических изделий, при которой изделия после утельного обжига сразу покрывают глазурью, затем декорируют красками и вновь обжигают. Главным преимуществом надглазурных красок по сравнению с подглазурными является разнообразие цветовой палитры. Надглазурная роспись сложна по своей технике и требует большого профессионального мастерства. Зачастую надглазурный декор используется при декорировании белых изделий. Керамическая живопись по готовому глазурованному изделию получила большое распространение со времени появления фарфора и фаянса.

Читать дальше

Глиняное литьё

Глиняное литьё

Литьё в керамике - техника изготовления керамических изделий, при которой глиняным шликером - глиной, разведенной до состояния текучести, заполняют подсушенную гипсовую форму, при этом избыток воды всасывается в поры формы, а у стенок наращивается слой сырого черепка.

Хороший керамист непременно должен уметь изготовить форму, что требует всестороннего изучения формовочного мастерства.

Читать дальше

Школа

Сацума

Сацума

Керамика Сацума возникла около 400 лет назад, когда велась война с Кореей. Корейские мастера привезли технологию Сацума в Японию. Название техники происходит от местности производства – княжества Сацума (ныне префектура Кагосима).

Читать дальше