Гравюра «Сугэноя Саннодзё Масатоси» из серии «Биографии преданных самураев», Утагава Куниёси

UK7-10/15

Описание

Артикул: UK7-10/15

Лист 36

Сугэноя Саннодзё Масатоси (Сугая Ханнодзё Масатоси).

«Сугэноя Масатоси был приёмным сыном Хамбэя Масакуцу и с младенчества воспитывался как его наследник. С рождения выделялся красотой, состоял на службе у Такасады в качестве пажа-косё. Его приёмная мать рано умерла. Хамбэй взял другую жену, которая была очень молода, совсем ребёнок. Эта супруга оказалась развратна и стала подбивать Саннодзё на распутство. Он пришёл в крайнее негодование. «С давних пор по отношению к приёмным отцу и матери я был даже более почтителен, чем к настоящим родителям, и вот теперь мачеха питает безнравственные замыслы!» – такие горькие мысли о будущем всё больше и больше одолевали его. С мачехой он вёл себя строго, и тогда она воспылала с Саннодзё злобой из-за своей неудовлетворённой страсти, донесла на него, оговорив его перед Хайбэем во всевозможных преступлениях. Об этом деле было доложено его господину – Такасаде. Сочтя ситуацию щекотливой, он втайне дал Саннодзё денег на дорогу и, назначив его своим представителем, потихоньку отправил в паломничество к богам и буддам страны. Он приказал ему возвращаться на родину, в особняк Куроясики города Нанива.

Когда <с господином> случилось несчастье, Масатоси прямо из Нанивы поскакал в Ако и вступил в союз. Поскольку о милостях погибшего господина он не забывал ни на минуту, то решимость его была твёрже металла. Времени отмщения он ожидал с нетерпением. В ночь вторжения в Коно перед наступлением от радости не мог спать. Он был полон мужества и ни во что не ставил свою жизнь. И это потому, что издавна господин отличал своего вассала и дарил его любовью. У истинного господина и вассал настоящий. Так оно и было в этом случае.»

Перевод М.И. Успенского
Пояснения в тексте заключены в <>.

<Масатоси падает, запутавшись в кусудама – украшении, сплетённом из шнуров пяти цветов, которое использовалось при оформлении помещения для торжественных приёмов>.

Лист «Сугэноя Саннодзё Масатоси» входит в серию «Жизнеописания преданных и верных вассалов» («Сэйтю Гисидэн»), созданную художником-гравёром Итиюсай Куниёси (1797-1861) в содружестве с автором текстов Иппицуан (настоящее имя – Кэйсай Эйсэн (1790-1848), также художник-гравёр).

Серия посвящена событиям начала XVIII века, которые происходили в столице Японии Эдо и начались с нападения молодого воина Асано Такуми-но Наганори

на главу знатного аристократического рода и церемониймейстера двора сёгуна Кира Кодзукэ-но сукэ Ёсинака. Вооружённое нападение произошло в «Сосновом коридоре» замка сёгуна; о его причинах существует несколько версий, наиболее популярной из которых является версия о том, что молодой самурай получил от церемониймейстера неполные инструкции о поведении при дворе и был поднят придворными на смех из-за несоблюдения этикета.

В любом случае, обнажение оружия в замке сёгуна и нападение на придворного высокого ранга являлись преступлениями, и Асано был приговорён к исполнению ритуального самоубийства (сэппуку). В соответствие с законами эпохи Токугава, клан Асано подлежал расформированию после смерти господина, и, таким образом, его вассалы становились ронинами. Несмотря на расформирование клана, часть бывших вассалов Асано вознамерилась отомстить за смерть господина и наказать Кира Ёсинака за оскорбление, нанесённое ему. В течении года ронины, разбросанные по всей Японии, вели тайную подготовку и в последний месяц 15 года Гэнроку (1702 г.) собрались в Эдо для штурма имения Кира.

Кита Ёсинака был убит во время штурма, и его голову ронины торжественно возложили на могилу своего господина, после чего сдались властям. Поступок ронинов имел неоднозначную оценку в японском обществе: часть жителей Эдо считала их героями, совершенным воплощением идей вассальной преданности и самурайской чести. Большая часть чиновников и законников Эдо настаивала на преступности деяний ронинов и их неподчинении законам.

Романтизированная версия истории месте ронинов легла в основу многочисленных литературных произведений, театральных постановок и гравюр. Одной из многочисленных серий гравюр, посвящённых мести преданных вассалов, является серия Утагава Куниёси.

Имена, указанные на листах гравюры, являются хэммэй («скрытым именем»), так как цензурой было запрещено использование настоящих имён ронинов-участников событий 1702-1703 годов. В описании гравюры приводится хэммэй, в скобках – настоящее имя героя.

Серия занимает в творчестве Куниёси особое место: она была создана в конце 1840-х годов, когда слава художника достигла апогея. Гравюры относятся к жанру муся-э («изображение воинов»). Все листы серии напечатаны в формате обан (24х34,5 см), имеют подпись художника, печать эдосского издательства Кайдзюдо (функционировало с 1835 по 1855 г.). Листы пронумерованы, но на некоторых листах поля с нумерацией были обрезаны при переплёте гравюр в альбомы или оформлении в раму или паспарту. Каждый лист имеет две цензорские печати.

Мастер

Утагава Куниёси

Утагава Куниёси

Родился 1 января 1798 года (15-й день 11-го месяца 9-го года Кансэй), умер 14 апреля 1861 года (5-й день 3-го месяца Бункю).

Он был одним из наиболее известных художников укиё-э конца периода Эдо, создававшим произведения, отличавшиеся богатством фантазии, оригинальным дизайном, необычайными идеями и отличной прорисовкой деталей.

Читать дальше

Техника

Гравюра

Гравюра

Гравюра на дереве – уникальное явление в японской культуре. Техники такой гравюры были заимствованы из Китая. С 13 века из дерева вырезались буддийские амулеты, иконы.

Гравюра - это размноженный оттиск с деревянной дощечки, на которой с особой тщательностью вырезался определенный сюжет, продуманный художником до мельчайших деталей, чтобы в последствии отпечатать этот сюжет с использованием краски различных цветов. Количество цветов в гравюре увеличивалось по мере развития и совершенствования техники.

Читать дальше