Икэбана - совершенная модель мироздания

Японские слова самурай, сакура, гейша, сакэ – известны всему миру. Одно из таких японских слов как икэбана, известно всем.

Икэбана - совершенная модель мироздания

Какие ассоциации приходят в голову, когда слышишь это слово?

Замысловатые композиции из цветов, деревьев, травы, мха и камней, несуразные вазы. Отчасти это так. Возможно, человеку незнакомому с японским мировоззрением, да и самим искусством икэбана, сложно сразу постичь всю его суть. Но японцы известны тем, что вкладывают в свою работу особый, философский смысл. Так о чём же хотят сказать нам создатели цветочных произведений? Почему икэбана столь популярна и известна во всём мире?

Предпосылкой к зарождению цветочного искусства послужили такие важные элементы как подношение цветов храму и получение эстетического наслаждения. В настоящее время сохранилась одна из форм религиозного подношения цветов – это украшение Кадомацу, выставляемое у входа в дом в Новый год.

Цветами любовались на протяжении всех времён во всех уголках мира. На островном Японском государстве им придают особенно важное значение, смена сезонов здесь прослеживается очень чётко и каждый сезон цветёт много красивых цветов.

Искусство икэбаны несёт в себе духовный аспект, который считается самым важным. Составление композиции является в своём роде медитацией, во время которой человек пытается оценить красоту вещей, деталей в природе. В сумасшедшем городском ритме жизни человек всё чаще упускает возможность ощущения гармонии окружающего мира. Во время медитации человек становится более терпеливым, спокойным, чувствует свою близость к природе, тем самым давая отдых для ума, души и тела.<

Основой композиции является разносторонний треугольник, символизирующий три основных элемента – Небо, Землю и Человека.

Самая длинная и основная линия - это стебель, обозначающий Небо. Этот стебель образует основу композиции. Рядом с ним помещается второй стебель - символ Человека. Он ставится таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. Стебель «Человек» должен быть равен примерно двум третям высоты «Неба». Самый короткий - третий стебель, символизирующий Землю. Его помещают впереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклоняются два первых. Этот стебель составляет две трети высоты стебля «Человек». Тем самым показывая, что человек является связующим звеном между небом и землёй. Икэбана - совершенная модель мироздания.

Сейчас в Японии насчитывается 3 основные школы (Икэнобо, Согэцу и Охара) и 5 стилей.

Самой старой школой Икэбана является “Икэнобо", которая была основана в 1462 году священнослужителем буддийского храма в Киото, Икэнобо Сэнкэй. Нельзя сказать лучше об Икэбана, чем сам основатель этой школы Икэнобо Сэнкэй:

«Я провёл в уединении много досужих часов, находя удовольствие в том, что собирал ветки старых засохших деревьев и ставил их в разбитый кувшин. Когда я сидел, всматриваясь в них, разные мысли приходили мне в голову. Мы прилагаем столько усилий, чтобы построить сад из камней или фонтан во дворе, забывая, что искусство икэбана дает возможность увидеть в одной капле воды или в небольшой ветке бескрайние горы и реки за самое малое время. Поистине это чудотворное искусство… Когда я вдыхаю аромат цветов, испытываю такое чувство, будто попал в райский сад. Не зря же Будда в своих проповедях прибегает к образу Цветка. Разве пять цветов — синий, жёлтый, красный, белый, чёрный — не олицетворяют пять способностей и пять органов? Смерть бесчисленного множества цветов в зимнее время подтверждает закон Перемен, превращений, и кусочек земли с сосной и кедром в этом заброшенном месте символизирует вечную Истину Вселенной».

Чаще всего для композиции подбираются цветы, листья в соответствии со временем года.

Сама композиция является олицетворением течения жизни. Так, полностью распустившиеся цветы, засохшие листья выражают прошлое, наполовину распустившиеся цветы или зеленые листья - настоящее, а бутоны, набухшие почки - будущее.

Икэбана имеет тесную связь с живой природой, в ней отразился один из основных буддийских постулатов о мимолётности, недолговечности и призрачности красоты мира, краткости и бренности человеческой жизни. Икэбана стала одной из наиболее подходящих форм, отражающей естественные процессы хода самой жизни, постоянство лишь самой природы.