Любование природой – естественный и необходимый ритуал

Любование природой в Японии - важный духовный ритуал, которому уделяется особое внимание и которому учат с самых малых лет. Изучение этого вопроса даёт пищу для размышлений и позволяет открыть для себя совершенно новый мир и по другому взглянуть на привычные вещи.

Любование природой – естественный и необходимый ритуал

Мировоззренческая культура Японии на протяжении веков складывалась под влиянием двух религий – синтоизма и позднее буддизма. В обеих религиях взаимодействию человека с природой уделялось особое внимание. Почитание природы воспринималось как определенный нравственный закон.

Синтоизм является национальной религией и одна из фундаментальных особенностей этой религии состоит в одушевлении природы. Термин «синто» означает путь богов. Духи ("син" или "ками") населяют весь окружающий человека мир, поэтому любая вещь, каждый камешек на пути человека может содержать в себе душу - быть обиталищем духа ками.

Истоки синтоизма восходят к глубокой древности. И конечно синтоистские религиозные верования не могли не отразиться в искусстве, ведь искусство – это самое чистое зеркало, в котором видны все изменения динамичного мира. Наверное, ни в какой другой стране не сможешь наблюдать такого трепетного и бережного отношения к природе, как в Японии.

Этому учат с детства. Существуют даже специальные уроки в школах. Сложно представить, чтобы в наших школах ввели дисциплину: Любование природой. А для японцев это в порядке вещей. Многовековые традиции научили эту нацию не пренебрегать природой, ведь природа – это храм, и пребывание в этом храме требует от человека особой концентрации ума и чистоты духа.

Где еще люди умеют различать 240 оттенков цветов и использовать 24 слова для обозначения сезонов? Не говоря уже о поэтичности образов, используемых для обозначения природных явлений. Только для обозначения видов дождя существует 120 фраз.

Существует также множество видов любования природой, к примеру, цукими — любование полнолунием осенью, юкими — любование первым снегом зимой, сакураманкай — любование цветением вишни ранней весной итд. Завораживающее шествие величественных образов ожидает нас при более тесном знакомстве с обозначениями природы в японском языке.

Традиционно объектом осеннего любования (момидзигари) является клён: японцы внимательно отмечают постепенную смену цвета кленовых листьев и неожиданные сочетания красной, жёлтой и зелёной листвы в лесах и парках.

Наверное, только в искусстве Японии мастера изобрели техники, с помощью которых можно изображать природу в любом жанре. Потрясает также и богатство сюжетов.

Как можно в целом охарактеризовать изображение природы в искусстве Японии? Первое, что приходит на ум – «чистое впечатление». Особенно это ощутимо в живописи суми-э. И действительно, японские мастера суми-э не отягощают себя мыслями о виртуозности техники: порой впечатление от увиденного в природе выражено в нескольких простых мазках, но это не делает этот вид живописи менее ёмким и глубоким.

Время на выполнение работы не должно превышать временной промежуток, в котором родилось, вспыхнуло и угасло впечатление. В этом и состоит уникальность японской живописи.

Природные мотивы встречаются не только в сюжетах высокохудожественных произведений искусства, а также на всех предметах быта: на одежде, мебели, столовых приборах, вазах и служат особым символическим напоминанием о принадлежности японцев к могущественному миру природы.

<

Воплощением отношения к природе в Японии служат также легендарные японские сады, о которых могут только мечтать европейские жители и которые на сегодняшний день становятся настоящим трендом в интерьере и оформлении загородных участков.

Подробнее о японских садах мы расскажем в следующей статье. Нам же следует поучиться у японцев, как нужно относиться в природе, ведь природа нашей страны в не меньшей степени может стать объектом для любования и постижения своего внутреннего мира и своего пути.