Каллиграфия - эстетический микрокосм художника

Каллиграфия является самостоятельным жанром изобразительного искусства, который по глубине не уступает живописи. Образцы каллиграфии являются жемчужинами многих частных коллекций и очень высоко ценятся на антикварном и современном рынке искусства.

Каллиграфия - эстетический микрокосм художника

В XX веке прошло более двадцати специализированных выставок каллиграфии, которые оставили после себя ряд прекрасных каталогов. Самыми значительными стали выставки: «Zen: The Ink paintings and calligraphy», прошедшая в Музее Изящных искусств в Бостоне в 1970-м году, «Emaki: Narrative scrolls from Japan» (1983), «Masters of Japanese Calligraphy, 8th-19th Century» (1984), «The art of Zen» (1990) и другие.

В XXI веке также прошло несколько интересных выставок: «The written image: Japanese calligraphy and painting from the Sylvan Barnet and William Burto collection», проходившая в октябре 2002 года в Музее Метрополитан в Нью-Йорке и выставка "SHO2:100 Maitres calligraphes contemporains du Japon" в Музее Гиме в Париже в 2014 году. В России «Выставка каллиграфии» прошла в 2009 году в Художественном музее Южно-Сахалинска.



Кто-то может подумать, что каллиграфия - всего лишь сухой баланс белого и чёрного, именно так обычно и представляется зрителю, когда он листает каталог с работами по каллиграфии, но на самом деле чернила имеют огромное количество оттенков, шёлк или бумага имеют разнообразные текстуры, недоступные для глаз при пролистывании каталога.

Тангский император Тайдзонг (Taizong) (626-649) был обладателем тысяч образцов каллиграфии и приглашал специалистов из далеких земель, чтобы делать оценку предметов из своей коллекции. Достоверно известно, что император издал приказ похоронить вместе с ним некоторые шедевры работы каллиграфа Wang Xizhi (301-361).

Почему каллиграфия – чернила на бумаге – имеет столь сильное воздействие на человека? Почему дзенские монахи отводили столько времени овладению каллиграфией, записывая сутры на свитки, и почему каллиграфию сравнивают с владением мечом? Все эти вопросы не могут оставить человека равнодушным и побуждают по-новому взглянуть на этот жанр искусства.

Стройные строгие ряды сутр, живопись дзенских монахов – дзенга, в которую входят и образцы каллиграфии, выполненные скорым штрихом, или же элегантные изысканные образцы литературных текстов, тщательно выведенные кистью, или современные авангардные письмена, больше напоминающие наскальную живопись – каллиграфия поистине разнообразна и достойна тщательного изучения. Наша задача попытаться лишь приоткрыть завесу в удивительный мир каллиграфии, попробовать порассуждать над особенностью этого жанра. А рассуждать есть над чем, поскольку каллиграфия – один из самых сложных для понимания и оценки жанров японского искусства.

В Японии, Китае и Корее каллиграфия считается высшей формой художественного выражения.

Древние считали, что каллиграфия – чистое визуальное проявление характера художника и уровня его образования. Это средство взаимодействия души, мыслей и чувств мастера. По характеру и наклону штриха, оказывается, можно попытаться оживить художественный опыт, который получил мастер, чтобы создать объект красоты, ритмическая энергия которого угадывается в рисунке чернил и индивидуальном штрихе.

Текстовое сообщение также влияет на выбор стиля письма, поэтому от обратного, по стилю письма, можно определить смысл, вложенный в каллиграфическую работу. Даже не обладая лингвистическим образованием возможно проследить путь, который проходит кисть по шёлку или бумаге и отследить нюансы эмоции и самовыражения. Внимательный наблюдатель сможет оценить красоту индивидуальных штрихов, как и изменения в градиенте чернил, а также органическое сочетание особенностей письма в едином каллиграфическом шедевре.

Зритель также может также оценить интервал между каждым знаком, а также, в какое взаимодействие входит остальное пространство композиции с написанным шрифтом. Подобной гармонией взаимодействий можно любоваться, не обладая специальными знаниями. Именно поэтому каллиграфия так ценится в искусстве. Опытный зритель, знакомый с трудами каллиграфов, может также заметить в творчестве мастера способность привносить новые веяния в традиционную школу. А ведь это интересные наблюдения.

Образец каллиграфии - это эстетический микрокосм художника.

В коллекции галереи KASUGAI представлено две работы замечательного художника Фиско Вада, который который к нашему глубокому сожалению ушел из жизни 8 декабря 2014 года.

Каллиграфическая работа «Ветер» яркая и динамичная, набирает обороты слева направо на полотне, начиняясь с более мелкого изящного шрифта и постепенно перерастая в крупный и размашистый текст, апогеем которого становится плотный динамичный иероглиф широкого и вольного письма. «Ветер» - зрелая работа мастера, отражающая его внутренний мир и мировоззрение. В динамике работы прекрасно отображается мастерство мастера как опытного каллиграфа, владеющего разными техниками письма. Мастер Фиско Вада глубоко чувствует природные явления. Ветер на полотне Вада изображен движущей силой, которая живет самостоятельной жизнью. Поначалу порывы ветра едва заметны, но постепенно порывы нарастают и переходят в настоящий вихрь, подчиняющий себе природу. При детальном рассмотрении иероглифа можно заметить множество оттенков черного – от цвета вороного крыла до фиолетовых оттенков.

Каллиграфическая работа «Ossu» более строгая и сдержанная. Ossu обозначает приветствие между мужчинами – безмолвное, строгое, но обладающее глубоким содержанием. Полотно Вада «Ossu» словно изображает спокойную рябь волн, набегающих на песочный берег. Серия каллиграфических работ этого мастера представляет собой удивительный по своей символической глубине цикл.