Котэцу - легендарный мастер эпохи Эдо

Котэцу изготавливал свои клинки в 1656-1677 гг. В рейтинге японских кузнецов мечей Котэцу занимает весьма высокое место, хотя ковке мечей он посвятил лишь последние 20 лет жизни. Его работы оцениваются как «сайдзё-саку» - «высшая работа» и как «сайдзё-овадзамоно» - «исключительно острый клинок исключительно хорошей работы».Самые выдающиеся клинки мастера приходятся на закат его карьеры кузнеца. Большинство сохранившихся клинков Котэцу являются Важным культурным наследием Японии или Культурным наследием Японии. Мастер часто выполнял клинки на заказ, а затем ими владели высокопоставленные чиновники и знать древней Японии (кланы Ямаути, Токугава, Окудайра и другие высокопоставленные чиновники двора Эдо-бакуфу).

Действительно, подлинные мечи Котэцу удивляли современников своей отменной прочностью и остротой лезвия; за способность разрубать любые предметы их называли «кабуто-кири» («разрубающий шлем») и «торо-кири» («разрубающий каменный фонарь»). Действительно, некоторые мечи Котэцу проходили в разное время тамэсигири (тестовые рубки) и легко разрубали и два, и три трупа, о чем на хвостовиках вырезались соответствующие надписи, инкрустированные золотом.

Котэцу сам делал сталь для своих клинков из старых переплавленных шлемов и гвоздей. Котэцу был экспертом в старой стали. Псевдоним Котэцу на японском языке дословно означает – «старая сталь» или «старый металл»: ко 古 (старый), тэцу 鉄 (сталь или металл). Вначале Котэцу записывал свой псевдоним как: котэцу-нюдо (古鉄入道, монах Котэцу), позже стал использовать старинные китайские иероглифы для записи своего псевдонима Котэцу 虎徹.

Некоторые поклонники клинков Котэцу называют его «вторым Масамунэ» (* Примечание: такой известный современный кузнец и эскперт, как Кандзан Сато, заявляет, что стиль Котэцу очень близок к стилю ученика Масамунэ – Го Ёсихиро). Котэцу никогда не стремился копировать стиль Масамунэ, но был по своему духу таким же новатором и пытливым экспериментатором. Его не удовлетворяло простое следование сложившейся технологии; он искал свой путь, стремился познать сокровенные секреты качественной стали. Такой «подход древних» в сочетании с великой трудоспособностью позволил ему выйти за рамки ремесла и получать невиданные ранее результаты; он не стремился к количеству, а старался создавать исключительные по свойствам клинки.

Наряду с отменной прочностью и остротой Котэцу придавал им необыкновенно яркое сияние линии хамон и поверхности (дзихада). Многие исследователи творчества Котэцу считают, что хоть он и «по факту» является одним из лучших кузнецов периода синто, по качеству и технологии его работы скорее относятся к кото - «старым мечам», ибо мастер имел необыкновенное, на грани с магией, чувствование фактуры стали. И вместо популярного намбантэцу использовал «старую добрую» сталь тамахаганэ. Об этом говорит и само его имя: «Котэцу» 古鉄 (古鐵), что буквально означает «старое железо».

Слава об особых качествах клинков Котэцу быстро разлетелась по всей Японии; многие состоятельные буси желали их приобрести за любые деньги. Своеобразной рекламой Котэцу стало убийство мечом его работы первого министра (тайро) Токугава бакуфу, Хотта Масатоси, имевшее место в Эдоском замке в 1684 г. и совершенное князем Инаба Масаясу. Однако подлинных работ мастера было немного (чуть больше тридцати), и поэтому появилось множество подделок.

Среди последних также есть немало довольно таки интересных работ. Так, очень вероятно, что упоминавшийся выше меч Инаба Масаяси не был подлинной работой Котэцу. Прекрасным мечом с поддельной подписью Котэцу владел Кондо Исами, знаменитый самурай периода Бакумацу, командир пресловутого карательного отряда Синсэнгуми, созданного правительством Токугава для защиты интересов сёгуната в императорской столице Киото от орудовавших там враждебных бакуфу группировок южных кланов. Среди кузнецов, ловко имитировавших манеру Котэцу, особо известен Хосода Наомицу (Хосода Хэйдзи Кадзихэй Наомицу) 細田平次郎鍛冶平直光, активный в период Бакумацу – известность ему принесли не его собственные работы в стиле синсинто, а многочисленные «качественные» подделки под стиль и подпись великого мастера.

Подлинность работы Котэцу гарантируют сертификаты аутентичности, выдаваемые экспертами NBTHK, NTHK-NPO и некоторыми другими экспертными организациями.

В настоящее время клинки работы Котэцу представляют собой большую редкость и очень высоко ценятся; некоторые из них удостоились высокого статуса «токубэцу ходзон токэн» - «особо оберегаемый меч», «дзюё бидзюцу хин» («важный объект искусства»), «дзюё бункадзай» («важный объект культуры»). Большая часть из подлинных работ Котэцу находится в частных коллекциях и время от времени появляется на ведущих японских и международных аукционах. Несколько клинков хранятся в синтоистских святилищах Японии, несколько – в японских музеях, например: Seikado Bunko Art Museum, Tokyo; Sano Art Museum, Mishima; Tsukamoto Museum of Art, Chiba.