Сервиз Сацума из двенадцати чайных пар с цветочным декором
-
МастерМастерская Кинкодзан
-
СтранаЯпония
-
Период созданияМэйдзи (1868–1912)
-
Материалкерамическая масса, золотая краска, надглазурные краски
-
Размерчашка - 8.5 х4 см, блюдце - 12.5 см
-
СтоимостьПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: SA12-08/15
Сервиз состоит из двенадцати чайных пар, выполнен из тонкой светлой керамической массы, характерной для мастерских провинции Сацума конца XIX – начала XX веков. Цвет черепка и наличие характерного кракелюра на прозрачной глазури позволяет говорить о том, что «бельё» было выполнено в мастерских Сацума по заказу мастерской Кинкодзан в Киото.
Предметы декорированы в стиле кё-сацума (Киотоская Сацума) с характерным обильным использованием в декоре кобальта глубокого синего цвета и золота. Каждый предмет богато украшен росписью с изображением цветов и птиц. Внутренняя сторона чаши декорирована цветами, набор цветов и птиц уникален для каждой пары: изображены цветущая слива, сакура, вистерия, магнолия, лотос, пионы, вьюнок югао, - цветы, обладающие богатой благопожелательной символикой и ассоциациями с японской классической литературой и поэзией. Также росписи подобного характера соответствовали программе «цветы четырёх времён года», хотя в данном
случае строгое следование этой программе неочевидно. Роспись выполнена виртуозно, с использованием светотеневых переходов в традиции классической живописи жанра «цветы и птицы», а также разнообразным использованием золота. В живописных полях используется приём деликатного нанесения «золотых облаков» рельефными точками; в растительном орнаментальном оформлении жидкое золото с добавлением эмалевидной краски нанесено на кобальтовый фон.
Можно предположить, что сервиз был создан по индивидуальному заказу западного покупателя, об этом говорят и европейская форма, и сложная программа росписи.
Вероятно данный чайный набор выполнил Кинкодзан 7-й. Яркий «прусский синий» цвет (Берлинская лазурь) является особенностью Кинкодзан, края чаши и блюдца покрыты синей глазурью с тонкой линией золота и богато декорированы.
Провенанс: Привезен в Японию из Европы, содержался в коллекции Музея Саннэндзака.
Мастер
Мастерская Кинкодзан
Мастерская Кинкодзан принадлежит к традиции кё-сацума. Кинкодзан Собэй в 6-м поколении (1823-1884гг.), наследуя традиции Киотской керамической школы Авата-яки, положил начало производства экспорта фарфора, сменив фамилию Кобаяси на Кинкодзан. Кинкодзан 6-й с 1870-х годов начинает изготавливать изделия в стиле сацума, и был высоко оценён на международных выставках в Филадельфии и в Париже (1878 год.).
Техника
Надглазурная роспись
Надглазурная роспись – техника декорирования керамических изделий, при которой изделия после утельного обжига сразу покрывают глазурью, затем декорируют красками и вновь обжигают. Главным преимуществом надглазурных красок по сравнению с подглазурными является разнообразие цветовой палитры. Надглазурная роспись сложна по своей технике и требует большого профессионального мастерства. Зачастую надглазурный декор используется при декорировании белых изделий. Керамическая живопись по готовому глазурованному изделию получила большое распространение со времени появления фарфора и фаянса.
Глиняное литьё
Литьё в керамике - техника изготовления керамических изделий, при которой глиняным шликером - глиной, разведенной до состояния текучести, заполняют подсушенную гипсовую форму, при этом избыток воды всасывается в поры формы, а у стенок наращивается слой сырого черепка.
Хороший керамист непременно должен уметь изготовить форму, что требует всестороннего изучения формовочного мастерства.
Школа
Сацума
Керамика Сацума возникла около 400 лет назад, когда велась война с Кореей. Корейские мастера привезли технологию Сацума в Японию. Название техники происходит от местности производства – княжества Сацума (ныне префектура Кагосима).