Окимоно «Миямото Мусаси»
-
СтранаЯпония
-
Период созданияСёва (1926–1989)
-
Материаллитьё, гравировка
-
Размер63,5 х 27,5 х 28 см
-
СтоимостьПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: SS-Musashi
Окимоно представляет собой изображение величайшего японского мастера владения мечом Миямото Мусаси. Скульптура выполнена из бронзы в технике литья и последующей гравировкой деталей. Фактура изделия задумана мастером живой и подвижной, создающей впечатление естественных, будто полученных в бою, потертостей и царапин на теле и одежде воина. На поверхности имеется едва заметная патина, нанесенная, вероятно, на финальном этапе для создания эффекта печати времени, что отвечает японской эстетике ваби-саби.
Жизненный путь Миямото Мусаси (1584-1645) выпал на непростой период в истории Японии – страна кипела от феодальных войн. К 1600 году Япония была разделена на два лагеря: Восток поддерживал Токугава Иэясу, а Запад - Тоётоми Хидэёри. Будучи выходцем с Запада, Мусаси служил в войсках Хидэёри, которые потерпели поражение в решающей битве при Сэкигахара. Но Мусаси удалось спастись, и он стал ронином, самураем без хозяина, и начал странствовать по земле, оттачивая свои навыки в смертельных поединках.
Мусаси прославился техникой ведения боя двумя мечами: коротким вакидзаси и длинной катаной. Иногда вместо катаны мог быть деревянный меч боккэн, которым мастер наносил смертельные удары своим противникам. В данном случае в руке Мусаси находится не боккэн как таковой, а весло, из которого по легенде в своем последнем и самом великом поединке он выстругал подобие боккэна. В последствии Миямото Мусаси стал основоположником школы Нитэн Ити-рю 二天一流, что означает «школа двух небес как одного».
Фигура воина расположена на небольшом основании, где находится авторская подпись 助雄 (Сукэо). Работы Сато Сукэо неоднократно были удостоены внимания публики и судейской коллегии на выставках изобразительных искусств Японии Ниттэн. Пережив Вторую мировую, он продолжил заниматься скульптурой и даже стал членом управляющего совета Ниттэн. Вероятно, в образе легендарного Мусаси мастер воплотил опыт войны, надежды, страхи и сомнения после неё.
Техника
Тонирование
Тонирование - это изменение естественного цвета древесины красителями. В отличие от покраски, при тонировании сохраняется текстура древесины. Окончательная отделка изделия - трудоемкий процесс, он требует большой затраты сил и времени, однако без правильной отделки изделие не приобретет задуманной выразительности.
Литье
Литьё – способ изготовления художественных произведений, скульптуры, культовых изделий, предметов бытового назначения при помощи заполнения специальной литейной формы жидким металлом или сплавом.
Из металлов чаще всего используются золото, серебро, бронза, латунь, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Они плавки и могут легко разливаться в формы.
Перед литьём мастер должен изготовить модель из воска, свинца, меди или дерева.
Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей, поскольку разные их части отливают по отдельности, а затем соединяют посредством спайки или привинчивания.
Считается, что лучшие отливки получаются по медным моделям, так как после канфарения (обработки изделия резцом или напильником после отлития) эти отливки выглядели так, будто были сделаны мастерами-чеканщиками.
Гравировка
Гравировка – один из древнейших способов обработки материалов (металла, камня, дерева и т. д.) резанием.
Резцом (штихелем) на поверхность изделия наносятся рисунки, надписи, узоры.
Благодаря умелому владению резными инструментами мастера в древние времена создавали уникальные произведения декоративно-прикладного искусства.
Старинные образцы гравировки оружия и ювелирных изделий и сейчас вызывают восхищение ценителей, ведь такие произведения являются штучными.