Шкатулка «Птица Хоо»
-
СтранаЯпония
-
Период созданияМэйдзи (1868–1912)
-
МатериалДерево, лак уруси, жемчужины пресноводных мидий
-
РазмерДлина - 240 мм, глубина - 195 мм, высота - 120 мм
-
СтоимостьПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: Samurai-1-08/11
Шкатулка отличается богатым и разнообразным декором, предназначена для хранения писем, бумаг, открыток, а также украшений и ценных предметов.
Состоит из основой нижней части и крышки, которые после закрытия шкатулки перевязывают лиловой декоративной тесьмой.
На крышке предусмотрены по бокам фигурные вырезы, а на нижней части шкатулки — декоративные элементы в виде хризантемы для крепления тесьмы.
Шкатулка изготовлена из дерева, покрыта лаком уруси, инкрустирована перламутром и декорирована в технике кэбори,
предполагающей нанесение тончайших линий гравировки или резьбы.
Декор украшает всю поверхность шкатулки, даже дно. Изделие выполнено по заказу старейшего в стране токийского универмага Мицукоси, в котором совершали и совершают покупки представители политической, интеллектуальной, культурной и деловой элиты Японии.
В орнаменте шкатулки присутствуют повторяющиеся образы мифологической птицы Хоо — священного животного Императрицы и символа счастливого предзнаменования. Хоо — фантастическая птица с головой курицы, шеей змеи, клювом ласточки, спиной черепахи и хвостом рыбы, ее крылья окрашены в пять цветов. Птица Хоо символизирует высшую буддийскую добродетель — беспредельную веру в Будду Амида.
Техника
Техника «радэн»
Радэн – одна из традиционных техник украшения лакированных изделий.
Радэн в переводе с японского означает «перламутр». В Японии так называется либо сама техника украшения перламутром, либо изделия, выполненные в ней.
Внутреннюю, радужно переливающуюся часть ракушки отделяют от самой раковины и используют в качестве материала.
На отделенную перламутровую пластинку наносится желаемый узор, который затем вырезается и наклеивается на лакированную или деревянную поверхность.
Другой способ – на поверхность изделия наносится рисунок, который потом покрывается лаком, а затем на него мозаичным способом наклеиваются частички перламутра.
Гравировка «кэбори»
Кэбори – техника гравировки поверхности металла с помощью особого резца с лезвием треугольной формы, при которой получаются красивые, зауженные к концу тонкие линии. Считается, что техника кэбори очень древняя, так как её следы были найдены на буддийской утвари, статуях, нимбах божеств, датированных эпохой Асука (592-710 гг.), и на предметах, хранящихся в сокровищнице Сёсоин (г. Нара) и относящихся к эпохе Нара (710-794 гг.). Иногда кэбори может применяться не только для металла, но и для нанесения узоров на поверхность ракушек или лака.