Ваза «Карпы»
-
СтранаЯпония
-
Период созданияСёва (1926–1989)
-
Материалметалл, эмали
-
Размер17 х 17 х 18 см
-
СтоимостьПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: Koi-blue
Мастер: Такасима Тёсэй
Ваза с изображением карпов выполнена в технике перегородчатой эмали – клуазоне. В качестве доминирующего цвета эмали выбран зеленовато-голубой оттенок рокусё (окись меди), который известен своим выразительным художественным эффектом. Поверхность вазы обладает деликатным рельефом, имитирующим водную гладь, сквозь которую проплывают три разноцветных карпа.
Карпы символизируют стойкость духа, силу воли и целеустремленность. Существует легенда о том, что, плывя против течения горной реки, карп способен превращаться в дракона. Кроме того, в Японии в мае отмечается праздник мальчиков, главным украшением которого являются коинобори – бумажные или тканевые изображения карпов, которые развеваются на ветру и обладают благопожелательным значением.
Техника
Литье

Литьё – способ изготовления художественных произведений, скульптуры, культовых изделий, предметов бытового назначения при помощи заполнения специальной литейной формы жидким металлом или сплавом.
Из металлов чаще всего используются золото, серебро, бронза, латунь, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Они плавки и могут легко разливаться в формы.
Перед литьём мастер должен изготовить модель из воска, свинца, меди или дерева.
Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей, поскольку разные их части отливают по отдельности, а затем соединяют посредством спайки или привинчивания.
Считается, что лучшие отливки получаются по медным моделям, так как после канфарения (обработки изделия резцом или напильником после отлития) эти отливки выглядели так, будто были сделаны мастерами-чеканщиками.
Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Слово «клуазоне» (яп. сиппо, или «семь сокровищ») означает технику создания предметов из эмалированного металла, украшенных сложными узорами.
При работе в технике перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски, а образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой – эмалью.
После обжига поверхность гладко шлифуют, в результате чего металл с эмалью образуют ровную плоскость, а металлические перемычки создают определённый узор.
Этот способ эмалирования был особенно распространен в Японии. Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным. Сначала на него наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски, после чего все покрывается бесцветной прозрачной эмалью с глазурью в качестве защитного средства.