Вазы парные клуазоне «Ястреб в осенней листве»

CL7-03/16
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Сёва (1926–1989)
  • Материал
    металл, полихромные эмали
  • Размер
    Каждая ваза 19 х 30,3 см
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: CL7-03/16

Изготовитель: Мастерская Марудзэнкэн (Эмальерные мастерские Нагоя сиппо)

Пара ваз овоидной, сужающейся к основанию ножки, формы, выполнены из белого металла (возможно – серебра), окантовка венчика и основания ножки также выполнены из белого металла.

На насыщенно-синем фоне в технике юсэн-сиппо (перегородчатой эмали) вкруговую по поверхности ваз изображены ястребы, сидящие на ветвях клёнов, едва начавших краснеть. Край горла и основание вазы декорированы орнаментальными поясками: узор «крылья цикады» выполнен синей и жёлтой эмалями с включением небольших цветочных мотивов.

Ястреб не имеет легендарной или специфической символики в японском искусстве, но часто изображается в связи со своей мужественной, благородной природой. Подобная композиция декора эмалей (реже – керамики и фарфора) восходит к росписям ширм школы Кано, придворной школы сёгуната. В эмалях такой декор в 1890-1900-е гг. повторяется в мастерских Андо в Киото, Хаяси Кодэндзи в провинции Овари, Гото Сэйдзабуро (также в Овари), Мива Томисабуро (там же). Обычно фоном этих изображений выступает тёмно-синяя, чёрная или иссиня-чёрная эмаль, на фоне которой эффектно смотрятся яркие краски осени и нежные – весны. Работа из коллекции KASUGAI выполнена в мастерской Марудзэнкэн (Эмальерные мастерские Нагоя сиппо).

Техника

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Слово «клуазоне» (яп. сиппо, или «семь сокровищ») означает технику создания предметов из эмалированного металла, украшенных сложными узорами.

При работе в технике перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски, а образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой – эмалью.

После обжига поверхность гладко шлифуют, в результате чего металл с эмалью образуют ровную плоскость, а металлические перемычки создают определённый узор.

Этот способ эмалирования был особенно распространен в Японии. Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным. Сначала на него наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски, после чего все покрывается бесцветной прозрачной эмалью с глазурью в качестве защитного средства.

Читать дальше