Подставка для комплекта мечей дайсё с дизайном маки-э "Куропатки и хризантема"
-
СтранаЯпония
-
Период созданияХэйсэй (1989 — 2019)
-
Материалдерево, лак уруси, золотой порошок насидзи
-
СтоимостьПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: FJ10-14S-01/11
Демонстрационная подставка для комплекта мечей дайсё выполнена из дерева. Подставка имеет по две фигурные выемки с боковых сторон, в которые устанавливается пара мечей - катана и вакидзаси. Фронтальная часть декорирована рисунком в технике маки-э, вся поверхность подставки покрыта черным лаком уруси.
В декоре поверхности катана-какэ используется традиционный природный мотив с изображением куропаток и цветков хризантемы.
Любование природой является важным ритуалом в Японии. Передача ёмкости содержания через простоту образа является характерной особенностью японского традиционного искусства. Анималистика - популярная тема как в изобразительных, так и в литературных жанрах японского искусства. Хризантема и Солнце в сознании японцев - неразделимые понятия,
в языке они звучат одинаково (кику) и изображаются одним иероглифом. Главный цветок Японии назван именем светила, от которого, по легенде, ведет свою историю японский народ. Весьма почетное место отведено хризантеме и в государственной символике.
Предположительно с VII века, когда рисунок хризантемы появился на клинке микадо, она стала эмблемой японских императоров. Стилизованный золотистый цветок c шестнадцатью двойными лепестками и поныне остается гербом Императорского дома, а иногда выполняет и роль государственного герба: на монетах, печатях и официальных документах. Именно такое изображение хризантемы считалось священным, право на него, в частности, на ношение одежды с рисунком 16-лепесткового цветка, принадлежало исключительно членам императорской фамилии. Существуют сотни сортов этого величественного цветка.
Техника
Маки-э
Искусство золотой лакировки маки-э – японская самобытная техника, аналога которой нет нигде в мире.
На просушенное лакированное изделие наносят эскиз рисунка японским лаком уруси, который добывают из лакового дерева.
На ещё не просохший слой лака с помощью тонкой трубочки распыляют золотую или серебряную пудру.
Когда поверхность изделия полностью высыхает, ее полируют деревянным углём, шлифовальной бумагой и т. д.
От размера крупинок пудры, которая используется для отделки, зависит степень блеска.
Например, если частицы крупные, то изделие будет ярко блестеть, и наоборот, если частицы мелкие, как пыльца, то цвет станет более матовым.
В зависимости от количества нанесенных слоев лака и пудры также может меняться степень глубины и объема рисунка.
Лакирование Вадзима-нури
Вадзима-нури – особый стиль изготовления изделий из лака.
Предметы, выполненные в технике вадзима-нури, известны практически каждому японцу и считаются произведениями высшего сорта.
Все лакированные изделия рождаются в чутких руках мастеров. Процесс лакировки крайне трудоёмкий: от заготовки деревянной основы до завершения изделия необходимо пройти 124 этапа.
Навыки мастеров оттачивались из поколения в поколение в процессе истории, и до сих пор этот стиль сохран
яется в городе Вадзима (префектура Исикава).
Резьба по дереву
Резьба по дереву – один из видов художественной обработки дерева. Это старинный народный промысел.
Резным деревом декорируют предметы мебели, украшают здания. Из дерева вырезают также и более миниатюрные фигуры.
Резьба подразделяется на несколько типов по глубине резки, а также по ритму, месту расположения узора и его характеру.
У каждого народа издавна существуют свои традиции этого художественного промысла. Среди наиболее распространенных видов этой техники – плосковыемчатая (плоскорельефная), геометрическая, прорезная, рельефная, скульптурная резьба.
Для ручной художественной резьбы используются различные режущие инструменты.