Гравюра «Крик лисы», серия «Сто видов луны»
-
МастерЦукиока Ёситоси
-
СтранаЯпония
-
Период созданияМэйдзи (1868–1912)
-
Материалбумага васи, красители
-
Размер35,5 х 24 см
-
СтоимостьПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: TY-1
Гравюра «Крик лисы» является произведением известного мастера эпохи Мэйдзи (1868-1912) – Цукиока Ёситоси (1839-1892). Данная работа относится к серии гравюр под названием «Сто видов луны», которая была создана в 1885-1892 годах и относится к позднему и наиболее зрелому этапу творчества мастера. Главным повторяющимся и объединяющим элементом в гравюрах этой серии являлась луна или полумесяц.
На гравюре изображен один из традиционных мифологических персонажей Японии – лисица кицунэ. Художник показал её в момент перевоплощения из человека в лисицу, можно обратить внимание, что ноги и руки существа – человечьи, в то время как голова уже стала лисей, а под кимоно, вероятно, начал появляться хвост, создающей ощущение горба на спине. Персонаж одет в кимоно с накидкой, прикрывающей голову, на ногах – носки таби и обувь гэта. В руках лисица держит трость и четки, а голова её повернута к полумесяцу. Образ лисы в японском фольклоре имеет весьма древние корни. Старинная легенда рассказывает, что в старину недалеко от Киото жила пара серебристых лис со своим потомством. Однажды это лисье семейство отправилось в храм Фусими, где предложили свои услуги богу Инари, который заботился об урожаях. С тех пор серебристый лис стал посланцем бога Инари. В подтверждение этой легенды возле храма Фусими-Инари японцы поставили множество фигурок лисиц.
С другой стороны, в японской мифологии популярен образ кицунэ – лисы оборотня. Первое упоминание в японской литературе об этих мифических существах можно найти уже в IX веке. Скрытный образ жизни лис породил в японском фольклоре множество историй, так или иначе связанных с оборотнями. Лисы кицунэ предстают в них то добродушными весельчаками, проказниками и помощниками в людских делах, то мстительными духами.
На рисунке изображена именно такая лиса-обротень. Это персонаж комической пьесы кëгэн японского театра Но. В ней рассказано, как лиса принимает облик старого священника Хакудзосу. В этом облике она навещает охотника – племянника этого священника. Затем, приводя различные аргументы, она уговаривает его больше никогда не охотится на лис, поскольку это священные животные. Добившись своего, лиса-оборотень покидает жилище охотника, постепенно обретая свой прежний звериный облик. Однако, став снова лисой, она попадает в поставленный охотником капкан и издает при этом жалобный крик. Цукиока Ёситоси не изображает сюжет дословно, он показывает лисицу в процессе перевоплощения из священника в лису, но она не находится в капкане, хотя в самом образе есть нечто трагичное. Композиционно мастер окружает её стеблями камыша, будто запирая в пространстве листа, как в капкане.