Гравюра "Женщина и мальчик с новогодними украшениями", Сузуки Харунобу
-
СтранаЯпония
-
Период созданияХэйсэй (1989 — 2019)
-
МатериалБумага, краски
-
Размер27х40 см
-
Информация о предметеПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: GR-9
Лист «Женщина и мальчик с новогодними украшениями» мастера Судзуки Харунобу входит в серию гравюр «Восемь видов » («Дзасики хаккэй»). На фоне крепостной стены замка Эдо изображена женщина, одетая в тёплую зимнюю накидку. Она обернулась на призывы мальчика – продавца новогодних украшений и игрушек.
Название серии связано с традицией составления списков достопримечательностей и особо прекрасных видов природы, родившейся в Китае и принятой в Японии. В гравюрах укиё-э часто изображались разные наборы видов, в том числе – виды провинции Оми вокруг знаменитого озера Бива; часто эти виды решались не как пейзажи, а как жанровые сцены, часто – с участием куртизанок, актёров и простых горожан.
Сузуки Харунобу (鈴木春信, 1724-1770) — японский художник, один из выдающихся представителей жанра укиё-э, первооткрыватель цветной гравюры.
Настоящее имя художника — Ходзуми Дзиробэй. Он родился в Эдо (современный Токио), изучал живопись в школе Кано. Потом под влиянием Сигэнага Нисимура и Тории Киёмицу увлёкся ксилографией. Собственный стиль у художника сформировался довольно поздно, но за оставшийся короткий период (около 6 лет) он создал более восьмисот работ и около 20 иллюстрированных книг.
Мастер уличных сценок и эротических сюжетов (сюнга), одним из первых начал создавать в 1760-х годах портреты актёров театра кабуки.
О творчестве Харунобу пишет Н. Виноградова в книге «Хокусай и японская гравюра»: «Гравюры Харунобу принесли в искусство более глубокое и тонкое, чем раньше, выражение эмоционального мира. Он широко использовал цвет и пейзаж для выражения чувств героев своих работ. Он первый сумел выразить состояние героев через условные, тонкие и мягкие оттенки цветов. Харунобу широко и свободно применял в своих гравюрах элементы пейзажа, включая их в общий эмоциональный мир гравюры. Поэтические трактовки пейзажа обогащали работы Харунобу чувством слияния человека и природы в духе японской традиции, но новыми средствами: цветом и линией. Он расширил круг тем и внёс в изображение повседневной жизни небывалые прежде ноты интимности и поэзии. Харунобу посвящал свои гравюры воспеванию поэзии будней, красоты и грации женщин».
С именем художника связано введение в ксилографию полихромного изображения. Технология изготовления гравюр в два-три цвета существовала уже с начала XVIII века. Увлечённый возможностью цветового изображения Харунобу начал печатать девятицветные гравюры с трёх досок, комбинируя три основных цвета — красный, синий и жёлтый, а потом увеличил количество досок до десяти, что позволило применить богатейшую цветовую гамму.
Техника
Гравюра

Гравюра на дереве – уникальное явление в японской культуре. Техники такой гравюры были заимствованы из Китая. С 13 века из дерева вырезались буддийские амулеты, иконы.
Гравюра - это размноженный оттиск с деревянной дощечки, на которой с особой тщательностью вырезался определенный сюжет, продуманный художником до мельчайших деталей, чтобы в последствии отпечатать этот сюжет с использованием краски различных цветов. Количество цветов в гравюре увеличивалось по мере развития и совершенствования техники.