Сервиз из 15-ти предметов. Сиппо.

P1055-06/14
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Мэйдзи (1868–1912)
  • Материал
    медь, эмаль
  • Стоимость
    по запросу

Описание

Артикул: P1055-06/14

Сервиз из пятнадцати предметов выполнен в европейских формах и состоит из шести чайных пар (чашки с боковой ручкой и блюдца), чайника, сливочника и сахарницы.

Фоновый цвет эмали на всех предметах – чёрный, что характерно для работ мастеров Киото 90-х гг. XIX века; перегородки фоновой эмали в виде небольших спиралей тесно заполняют значительную площадь изделий. На чёрном фоне располагаются небольшие растительные и геометрические мотивы, а также крупные круглые картуши с изображениями цветов. Края изделий оформлены орнаментальными поясами из ламбрекенов и цветов. Внутренняя поверхность сливочника декорирована полупрозрачной зелёной эмалью.

Цветы в картушах выполнены с использованием сложного многоцветного эмалирования, с произвольным переходом цвета на лепестках, что демонстрирует высокое мастерство мастера-эмальера. Часть непрозрачных и полупрозрачных эмалей (тёмно-зелёная, тёмно-синяя) имеют «авантюриновый» блеск. Этот эффект достигается

введением в массу эмали небольших хлопьев металлической фольги (золота, серебра и ювелирных сплавов); таким же образом в Японии декорировался лак (техники кириканэ и наси-дзи).

Декор сервиза посвящён характерному для японского искусства сюжету «четыре времени года». На каждом изделии сервиза помещены изображения цветов, символизирующих разные сезоны: сливы (зима), камелии (весна), ириса (лето) и хризантемы (осень). Также в декор включены сакура и гортензия (весна и лето соответственно). Сюжет, имея общий благопожелательный характер, символизирует устойчивость мира, гармонию природы и человеческой жизни и часто используется в живописи и декоративно-прикладном искусстве Японии.

Все предметы находятся в отличной сохранности, без повреждений эмали и внутренних металлических поверхностей, без утери перегородок. Не имеет сколов и потёртостей. Сервиз обладает высокой художественной ценностью и представляет немногочисленную группу именных произведений мастерских Киото, что также повышает его историко-культурную ценность.

Техника

Литье

Литье

Литьё – способ изготовления художественных произведений, скульптуры, культовых изделий, предметов бытового назначения при помощи заполнения специальной литейной формы жидким металлом или сплавом.

Из металлов чаще всего используются золото, серебро, бронза, латунь, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Они плавки и могут легко разливаться в формы.

Перед литьём мастер должен изготовить модель из воска, свинца, меди или дерева.

Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей, поскольку разные их части отливают по отдельности, а затем соединяют посредством спайки или привинчивания.

Считается, что лучшие отливки получаются по медным моделям, так как после канфарения (обработки изделия резцом или напильником после отлития) эти отливки выглядели так, будто были сделаны мастерами-чеканщиками.

Читать дальше

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Слово «клуазоне» (яп. сиппо, или «семь сокровищ») означает технику создания предметов из эмалированного металла, украшенных сложными узорами.

При работе в технике перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски, а образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой – эмалью.

После обжига поверхность гладко шлифуют, в результате чего металл с эмалью образуют ровную плоскость, а металлические перемычки создают определённый узор.

Этот способ эмалирования был особенно распространен в Японии. Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным. Сначала на него наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски, после чего все покрывается бесцветной прозрачной эмалью с глазурью в качестве защитного средства.

Читать дальше