Выставка «Сосуд вечной радости» японские миниатюрные чайники для чая сэнтя в собрании Эрмитажа»

Так сложилось, что осень в этом году прошла под знаком чая. Несколько знаковых событий имели место в России, раскрывающих суть чайной церемонии в Японии. Выставка керамики Раку состоялась в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и Музее им. Пушкина в Москве, о которой мы писали ранее и о которой будем говорить более подробно, поскольку эта тема глубоко интересна и возможно, неисчерпаема. Эти события стали вдвойне интересными, поскольку сопровождались выступлениями японских керамистов школы Раку, а также специалистов-искусствоведов и историков. Также в Эрмитаже прошла небольшая, но не менее интересная выставка миниатюрных чайников для чая сэнтя.

Выставка «Сосуд вечной радости» японские миниатюрные чайники для чая сэнтя в собрании Эрмитажа»

В общей сложности на выставке было выставлено порядка 50-ти предметов, рассредоточенных в двух музейных залах.

Чайники для чая сэнтя сами по себе очень маленького размера, чай пьется из маленьких пиал такого же маленького размера. Возможно, для нашей эстетики чаепития с большим заварочным чайником или же деревенским самоваром и огромными чашками подобные предметы кажутся непостижимыми, но тем интересней задаться вопросом – в чем суть подобного чаепития? Что это за медитативное действо? Однако к этому вопросу мы постараемся вернуться в следующей статье. А сейчас посмотрим на любопытные по технике и завораживающие по красоте предметы.

Каждый чайник представляет собой самостоятельное произведение искусства, выражает особый замысел и обладает индивидуальной манерой исполнения.

Мы можем видеть и изящные лепные изделия хрупкие, с полупрозрачной белой глазурью. Такие изделия представляют собой смесь европейского стиля изготовления фарфора и традиционной формы японского сосуда. Очень любопытное сочетание.

Или же настоящие авангардные экспериментальные работы, когда в декоре чайника использует имитация техник обработки металла, характерных при декорировании цуба и других металлических изделий.

Мы видим лакирование маки-э на керамике. Такая техника сама по себе непростая. Ведь традиционно маки-э используется при декорировании деревянных изделий. У зрителя создается четкое ощущение, что он видит инкрустацию драгоценного сплава в бронзу. Отдельным курьезным элементом является глазурование синей глазурью – словно деталь эмали сиппо. Также интересны особо популярные в Японии изделия в стиле Кутани – мелкодетальная роспись по фарфору с традиционными сюжетами.

На выставке были представлены не только керамические изделия, но и из металла. Красивые серебряные и медные сосуды с благородной патиной в сочетании с бамбуковой ручкой – такие вещи содержат в себе что-то очень традиционное, несут в себе историю.

Глядя на такие предметы, трудно сказать, где заканчивается утилитарная вещь и начинается предмет искусства. Трудно представить выставку японской керамики без кобальта. Эта керамика является одним из красноречивых символов восточной культуры.

Многообразие техник, декора, причудливые формы и экзотичность предметов, а также загадочность чайной церемонии привлекают людей на подобные выставки, где есть возможность прикоснуться к таинственной культуре востока и возможно, задаться вопросом – Как взаимодействуют культуры востока и запада и что в них общего и различного.