Тарелки парные Сацума в форме цветочных лепестков
-
СтранаЯпония
-
Период созданияМэйдзи (1868–1912)
-
Материалсветлая керамическая масса, эмалевидные краски, позолота
-
Размервысота – 3,3 см; диаметр – 18,2 см
-
СтоимостьПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: SA5-10/16
мэй: «Дай Нихон Тёсюдзан Сацумакоку кинкоку Хинсэйин Томомицу Дзёкога» (на обратной стороны есть герб княжества Сацума).
Дольчатые блюда выполнены из светлой керамической массы, покрыты прозрачной глазурью с сеточкой трещин-кракле и расписаны в «сацумском стиле» поверх прозрачной глазури эмалевидными красками.
Распространённая надпись золотом на дне обоих блюд (мэй) гласит: «Дай Нихон Тёсюдзан Сацумакоку Кинкоку Хинсэйин Томомицу Дзёкога» - Великая Япония, [мастер] Тёсюдзан провинции Сацума, Кинкоку Хинсэйин [возможно - название мастерской], расписал Дзёкога. Внизу надписи помещён знак торгового дома «Ходота».
Основной офис экспортной фирмы «Ходота» располагался в Иокогаме, откуда через международный порт с 1853 года осуществлялась торговля со странами Запада. Фирма имела несколько мастерских в Иокогама и по всей Японии. Нерасписанные глазурованные керамические заготовки (так называеое «бельё») приобретались в провинции Сацума (современная префектура Кагосима), в мастерских «Ходота» «бельё» покрывалось надглазурной росписью. Как правило, марки и надписи ставились на изделиях уже в мастерских надглазурной росписи.
Для мастерских Иокогама характерна очень плотная роспись, на лицевой стороне покрывающая всю поверхность
изделия, и рельефное наложение золота и белой эмалевидной краски (техника мориагэ). Блюда из коллекции KASUGAI декорированы изображениями архатов (яп. – ракан) – первых последователей Будды, его учеников и проповедников. Часто в искусстве Японии они изображались гротескно, с преувеличенными, почти карикатурными чертами: признавая полубожественную природу архатов, мастера старались наделить их особыми, яркими чертами внешности. Среди архатов на обоих блюдах изображён белый дракон – традиционно он считается спутником и посланником богини Бэндзайтэн (одной из «Семи богов счастья» в японской народной традиции), покровительницы музыки, поэзии, знания, искусств и красоты (её индийским прототипом является богиня Сарасвати). Многофигурные композиции помещены в пейзаж с буддийскими храмами.
Обратная сторона бортов декорирована тремя виньетками: в центре каждой помещён герб феодального дома Симадзу (княжество Сацума, место производства керамики), с двух сторон герб украшен растительными побегами каракуса (название орнамента переводится как «китайские травы»). Лучшие образцы экспортной продукции в «сацумском стиле» хранятся в крупнейших частных и музейных коллекциях. Наиболее крупной частной коллекцией является коллекция Нассера Халили (Nasser David Khalili), выдающегося британо-иранского коллекционера, бизнесмена, исследователя и мецената.
Парные блюда из коллекции KASUGAI – замечательный образец высокого уровня работы экспортных мастерских эпохи Мэйдзи в Японии, обладают художественной ценностью и представляют коллекционный интерес.
Техника
Надглазурная роспись

Надглазурная роспись – техника декорирования керамических изделий, при которой изделия после утельного обжига сразу покрывают глазурью, затем декорируют красками и вновь обжигают. Главным преимуществом надглазурных красок по сравнению с подглазурными является разнообразие цветовой палитры. Надглазурная роспись сложна по своей технике и требует большого профессионального мастерства. Зачастую надглазурный декор используется при декорировании белых изделий. Керамическая живопись по готовому глазурованному изделию получила большое распространение со времени появления фарфора и фаянса.
Формование

Формование – техника придания изделию заданной формы ручным или машинным способом. Существуют различные способы формования – лепка (ручное формование), формование на гончарном круге (точение), с помощью гипсовой модели или деревянной формы, прессование. Для детализации поверхности изделия часто используются специальные инструменты, отличающиеся по размеру и назначению.
Школа
Сацума

Керамика Сацума возникла около 400 лет назад, когда велась война с Кореей. Корейские мастера привезли технологию Сацума в Японию. Название техники происходит от местности производства – княжества Сацума (ныне префектура Кагосима).