Курильница «Карасиси» керамика охи-яки
-
СтранаЯпония
-
Период созданияМэйдзи (1868–1912)
-
Материалкерамика, глазури
-
Размервысота – 25,8 см, диаметр в самом широком месте - 27,7 см
-
Стоимостьпо запросу
Описание
Артикул: KAR1-10/15
мэй: Нумита
Размеры коробки: высота – 28 см; ширина – 23,5 см; глубина – 32,5 см
Курильница выполнена в виде льва карасиси (кит. – лев фо), припавшего на передние лапы словно перед прыжком, из светло-терракотовой керамической массы, и покрыта жёлто-коричневой (так называемой «янтарной») глазурью, характерной для мастерских Охи.
Мастерски переданы экспрессивная поза, яростный оскал пасти этого мифологического существа. Глубоким рельефом проработаны все детали его морды и вьющейся длинной шерсти. Львы фо, в японской традиции – карасиси («китайский лев») и комаину («кореская собака») – небесные защитники Будды и распространители буддийского учения, являются обязательным элементом архитектурных ансамблей японских буддийских храмов, фланкируя вход. Также часто изображение «китайского
льва» встречается в декоративно-прикладном искусстве, особенно – в виде курильниц, так как благовонный дым наделялся способностью изгонять злых духов так же, как львы Будды.
На правом боку льва сделано овальное отверстие, закрывающееся крышкой без навершия – для помещения внутрь составов из благовоний, душистых трав и смол. Отверстия для дыма сделаны в пасти льва и под хвостом.
С нижней сторорны, на брюхе льва помещена оттиснутая в керамической массе марка沼田 – Нумата (возможно - Нумита). К изделию прилагается оригинальная коробка (томобако) с надписью тушью сверху на крышке и на боковой стороне: 獅子置 物 («окимоно-лев») и подписью мастера на боковой стороне: 沼田 – Нумата (возможно - Нумита).
Редкая экспрессия, традиционное исполнение и исключительная редкость курильниц мастерских Охи делают этот предмет музейной и коллекционной редкостью, обладающей высокой художественной и историко-культурной ценностью.
Техника
Глазурование
Глазурование - техника покрытия и декорирования керамики, при которой на поверхность готового черепка наносится слой глазури – водной суспензии тонкоизмельченного и нерастворимого в воде порошка, которая после обжига превращается в стекловидное покрытие. Основой глазури является каолин, кварц и полевой шпат. В состав вводят также оксиды металлов.
Формование
Формование – техника придания изделию заданной формы ручным или машинным способом. Существуют различные способы формования – лепка (ручное формование), формование на гончарном круге (точение), с помощью гипсовой модели или деревянной формы, прессование. Для детализации поверхности изделия часто используются специальные инструменты, отличающиеся по размеру и назначению.
Школа
Охи-яки
Когда в начале периода Эдо, в 1666 году (6-й год Камбун), пятый глава княжества Кага Маэда Цунанори пригласил к себе из Киото в качестве чайного мастера Сэнсо (четвертого патриарха школы Урасэнкэ Сэн Сосицу), с ним вместе поехал гончар Хадзи Тёдзаэмон, который учился у Раку Итиню, четвертого главы дома Раку, и был его старшим учеником. Керамика охи-яки берет начало именно с этого события, когда Тёдзаэмон в соответствии с пожеланием князя Цунанори стал постепенно развивать создание собственной редкой утвари для чайной церемонии, получая активную поддержку от княжества Кага. Традиция этой керамики продолжается по сей день.