Курильница «Фазан» - антикварная керамика для продажи в частную коллекцию
-
МастерТакэгоси Дзэмбэй
-
СтранаЯпония
-
Период созданияТайсё (1912–1926) Сёва (1926–1989)
-
МатериалКерамика, глазурь
-
РазмерВысота: 146 см, ширина: 418 мм, глубина: 150 мм
-
СтоимостьПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: KNT-08/15
Курильница выполнена в виде сидящего фазана с приоткрытым клювом: верхняя часть фигуры является крышкой для лотка для сжигания благовоний, а дым курения выходит из клюва птицы. Керамические курильницы такого типа создавались в Японии, начиная с первой половины эпохи Эдо (1600–1868): близкая по форме курильница была создана одним из значительных керамистов Киото — Нономура Нинсэй в начале XVII века.
Оперение птицы выполнено тонким рельефом, живо передающим фактуру разного типа пера; изделие декорировано надглазурной росписью в гамме, характерной для мастерских Кутани в стиле
Повторения этих прославленных изделий Нономура Нинсэя в XVII-XIX веках создавались в мастерских Кёяки (Киото) и мастерских Кутани (провинция Кага). Немного различаясь по форме, позе сидящей птицы, все эти интерпретации сохраняют стилистические особенности киотоской керамики (Кёяки): живую и реалистичную передачу модели, полихромную роспись.
Фиолетовый цвет (цвет баклажана), использованный в росписи, характерен для росписей мастерских Кутани. Такэкоси Дзэмпэй (1879 – 1907) известен как мастер, создававший разнообразные формы фарфоровых изделий с росписью цветами, птицами и орнаментальными мотивами.
Фазан в японской традиционной символике связан с солнцем, солнечной богиней Аматерасу О-миками, как и все птицы с ярким, отражающим свет, оперением. Крик фазана возвещает восход солнца, а также – удачу и победу. В китайской мифологии фазан символизирует добродетели и процветание, достоинства и таланты учёного, просвещённого чиновника.
В отличие от многочисленных экспортных изделий мастерских Кутани, курильница-фазан ориентирована на японский рынок и – шире – на круг знатоков и истинных ценителей японской керамики традиционных стилей. Курильница-фазан представляет высокую художественную коллекционную ценность. Подобные работы мастеров Кутани конца XIX – начала XX вв. высоко ценятся на мировых аукционах.
Мастер
Техника
Подглазурная роспись
Подглазурная роспись - это роспись, которая наносится после утильного обжига до нанесения глазури. Верхняя глазурь может быть и прозрачная, и тонированная, и цветная, что дает эффект наложения. Основные два красителя – оксид железа и оксид кобальта. Именно эти два красителя выдерживают обжиг, не перегорая и не меняя цвет. Подглазурная роспись более устойчива, так как слой глазури защищает рисунок.
Керамическая пластика
Керамическое искусство существует многие столетия и постоянно совершенствуется. В древние времена в Китае, Корее, Японии и других восточных странах керамическая пластика использовалась для изготовления различных талисманов, в частности, погребальных скульптур. Танская погребальная пластика очень разнообразна. Монументальные статуи выстраивались в длинные цепочки, производя величественное и торжественное впечатление. Погребальная керамическая пластика передавала обширную гамму человеческих чувств. С каждым годом находятся новые приемы, позволяющие передать творческий замысел автора, соответствующий духу эпохи и создать совершенные по своей красоте работы.
Школа
Кутани
В горах провинции Кага в стародавние времена выросла деревушка Кутани, названная так из-за девяти долин (kutani), зажатых между гор, подступающих к самому побережью Японского моря. Ныне этот поселок превратился во всемирно известный центр японской керамики и фарфора. За прошедшие столетия продукция Кутани переживала периоды взлета к вершинам славы и долгого забвения. Первый пик известности пришелся на вторую половину XVII - начало XVIII вв. Теперь искусствоведы именуют местные изделия этого периода Ко-Кутани (Старый Кутани). Последовавшие годы охлаждения интереса к продукции местных мастеров сменились в 1807 году новым расцветом, который и поныне обеспечивает этому поселку процветание, славу и нескончаемый приток туристов.