Подставка для благовоний «Мышь со стручком гороха»
-
МастерТокуда Ясокити
-
СтранаЯпония
-
Период созданияСёва (1926–1989)
-
РазмерДлина - 130 мм, высота - 70 мм
-
СтоимостьПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: KNT-08/62
Подставку для благовоний «Мышь со стручком гороха» можно отнести к декоративной пластике (керамические и фарфоровые окимоно), широко распространённые в мастерских Японии со второй половины XIX века.
Стручок гороха покрыт изумрудно-зеленой глазурью, фигура мыши - коричнево-фиолетовой, а горошины - янтарно-жёлтой. Эти глазури по цвету и текстуре характерны для изделий мастерских Кутани, работающих в стиле ко-кутани («старых изделий Кутани»).
По восточным поверьям, образ крысы (мыши) приносит богатство, преуспевание и процветание, ведь они живут только в богатых домах - где есть чем поживиться.
Согласно легенде, крыса первой из зверей откликнулась на призыв Будды выразить ему свое уважение в первый день нового года. С тех пор Крыса открывает двенадцатилетний цикл восточного календаря и считается символом дохода.
Мастер
Техника
Трехцветная керамика
Трехцветная керамика — это техника декора керамики цветными глазурями (традиционно используются глазури зелёного, жёлтого, коричневого, синего цветов или цвета индиго).
Этот декор был популярен в гончарстве Китая во время правления династии Тан, в VII–IX веках. В состав глазури входил свинец, обеспечивавший плавление глазурной массы при довольно низких температурах, 800–900°С. Наивысший расцвет трёхцветной керамики в Китае наблюдался в VIII веке. Техника декора керамики эпохи Тан была заимствована гончарами Передней Азии и, включив в себя замечательные местные техники, расцвела в персидской трёхцветной керамике.
Глазурование
Глазурование - техника покрытия и декорирования керамики, при которой на поверхность готового черепка наносится слой глазури – водной суспензии тонкоизмельченного и нерастворимого в воде порошка, которая после обжига превращается в стекловидное покрытие. Основой глазури является каолин, кварц и полевой шпат. В состав вводят также оксиды металлов.
Формование
Формование – техника придания изделию заданной формы ручным или машинным способом. Существуют различные способы формования – лепка (ручное формование), формование на гончарном круге (точение), с помощью гипсовой модели или деревянной формы, прессование. Для детализации поверхности изделия часто используются специальные инструменты, отличающиеся по размеру и назначению.
Школа
Кутани
В горах провинции Кага в стародавние времена выросла деревушка Кутани, названная так из-за девяти долин (kutani), зажатых между гор, подступающих к самому побережью Японского моря. Ныне этот поселок превратился во всемирно известный центр японской керамики и фарфора. За прошедшие столетия продукция Кутани переживала периоды взлета к вершинам славы и долгого забвения. Первый пик известности пришелся на вторую половину XVII - начало XVIII вв. Теперь искусствоведы именуют местные изделия этого периода Ко-Кутани (Старый Кутани). Последовавшие годы охлаждения интереса к продукции местных мастеров сменились в 1807 году новым расцветом, который и поныне обеспечивает этому поселку процветание, славу и нескончаемый приток туристов.