Шкатулка сиппо с декором «Воробьи на бамбуковых ветках»

KL2-08/15
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Мэйдзи (1868–1912)
  • Материал
    Металл, эмали
  • Размер
    5.5 см × 13.6 см × 10.3 см
  • Стоимость
    по запросу

Описание

Артикул: KL2-08/15

Шкатулка прямоугольной формы выполнена из металла и декорирована полихромными эмалями с изображением традиционного сюжета – воробьи на бамбуковых ветках. Глубокий темно-зелёный фон заливки – трудоемкая для сиппо технология. Воробьи и ветки выполнены с использованием тончайших перегородок. Внутренняя часть коробки заполнена сплошной заливкой изумрудного цвета.

Нетипичная для Японии форма изделия позволяет предположить, что изделие было выполнено на экспорт.

Декор изделия имеет благопожелательную символику. В Японии существует легенда: Однажды два старца гуляли в бамбуковой роще и им на пути попался несчастный больной воробей. Один

старец был мягок и добр, а другой суров и сух. Добрый старец взял воробья в свой дом, накормил и отогрел его. В другой день этот старец на прогулке вновь встретил воробья и воробей в ответ на его доброту пригласил его в свой дом, угостил напоил и предложил в дар два ларца – большой и малый. Старец был скромным человеком и выбрал маленький ларец. В ларце оказались драгоценности. Добрый старец, возвращаясь с ларцом, встретил второго старца и тот тоже захотел получить дары. Он пришел к воробью, тот напоил его, накормил и как и в первом случае, предложил ему на выбор два ларца. Старец был жаден и выбрал большой ларец, однако, когда он открыл его, все злые духи, заключенные внутрь, вырвались на свободу и утащили его в царство мертвых.

Бамбук в традиционной японской символике является благопожелением процветания и преодоления препятствий.

Техника

Литье

Литье

Литьё – способ изготовления художественных произведений, скульптуры, культовых изделий, предметов бытового назначения при помощи заполнения специальной литейной формы жидким металлом или сплавом.

Из металлов чаще всего используются золото, серебро, бронза, латунь, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Они плавки и могут легко разливаться в формы.

Перед литьём мастер должен изготовить модель из воска, свинца, меди или дерева.

Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей, поскольку разные их части отливают по отдельности, а затем соединяют посредством спайки или привинчивания.

Считается, что лучшие отливки получаются по медным моделям, так как после канфарения (обработки изделия резцом или напильником после отлития) эти отливки выглядели так, будто были сделаны мастерами-чеканщиками.

Читать дальше

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Слово «клуазоне» (яп. сиппо, или «семь сокровищ») означает технику создания предметов из эмалированного металла, украшенных сложными узорами.

При работе в технике перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски, а образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой – эмалью.

После обжига поверхность гладко шлифуют, в результате чего металл с эмалью образуют ровную плоскость, а металлические перемычки создают определённый узор.

Этот способ эмалирования был особенно распространен в Японии. Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным. Сначала на него наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски, после чего все покрывается бесцветной прозрачной эмалью с глазурью в качестве защитного средства.

Читать дальше