Парные вазы «Дыхание весны»

Z778-01/13
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Мэйдзи (1868–1912)
  • Материал
    Бронза, эмаль
  • Размер
    Диаметр горлышка - 30 мм, диаметр тулова - 90 мм, высота - 154 мм
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: Z778-01/13

Парные вазы имеют классическую дальневосточную форму сосуда с длинным узким горлом.

Венчик и основание ваз оформлены сложным орнаментом, напоминающим идущие из Китая мотивы «драгоценных подвесок».

На тулове с лицевой стороны изображены цветы, цветущее дерево сакуры (возможно — сливы) и птицы. На обратной стороне ваз помещено изображение тонких побегов с листьями и красными ягодами.

Тонкие перегородки жёлтого металла подчёркивают изящный рисунок цветов и ветвей, яркие и насыщенные цвета рисунка оттеняют прекрасный опаловый цвет фоновой эмали.

В конце 80-х и 90-х годах XIX века наиболее успешные эмальерные компании работали в Киото, Нагоя и Сэто. Близкие по стилю представленным вазам изделия создавались в Токио около 1900 г. и в мастерских Нагоя в 1910-х гг. (Уильямс Х. Эмали мира 1700–2000 гг.: из коллекции Халили. Каталог выставки: Государственный Эрмитаж, 2009. – СПб, 2009. – кат № 96, 106).

Подобные предметы японского производства вызвали восхищение западных ценителей на Международных ярмарках в Чикаго (1893 г.) и Париже (1900 г.). Особое техническое мастерство состоит в заполнении эмалью больших участков фона — без видимых поддерживающих перегородок.


Техника

Литье

Литье

Литьё – способ изготовления художественных произведений, скульптуры, культовых изделий, предметов бытового назначения при помощи заполнения специальной литейной формы жидким металлом или сплавом.

Из металлов чаще всего используются золото, серебро, бронза, латунь, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Они плавки и могут легко разливаться в формы.

Перед литьём мастер должен изготовить модель из воска, свинца, меди или дерева.

Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей, поскольку разные их части отливают по отдельности, а затем соединяют посредством спайки или привинчивания.

Считается, что лучшие отливки получаются по медным моделям, так как после канфарения (обработки изделия резцом или напильником после отлития) эти отливки выглядели так, будто были сделаны мастерами-чеканщиками.

Читать дальше

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Слово «клуазоне» (яп. сиппо, или «семь сокровищ») означает технику создания предметов из эмалированного металла, украшенных сложными узорами.

При работе в технике перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски, а образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой – эмалью.

После обжига поверхность гладко шлифуют, в результате чего металл с эмалью образуют ровную плоскость, а металлические перемычки создают определённый узор.

Этот способ эмалирования был особенно распространен в Японии. Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным. Сначала на него наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски, после чего все покрывается бесцветной прозрачной эмалью с глазурью в качестве защитного средства.

Читать дальше