Ваза c изображением карпов

Z748
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Мэйдзи (1868–1912)
  • Материал
    Медь, эмаль, золото
  • Размер
    Диаметр венчика - 130 мм, диаметр тулова - 250 мм, высота - 330 мм
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: Z748

Ваза классической дальневосточной формы выполнена в технике клуазоне (перегородчатая эмаль) на предприятии «Мэйдзи Сиппо»«Эмальерная компания Мэйдзи».

Стиль и техника декора позволяют датировать её 90-ми годами XIX века.

В эмалировании применены две техники, получившие распространение на японских предприятиях того времени: эмаль с перегородками, покрытыми позолотой и «бесперегородчатая» эмаль (в тех частях фигур карпов, которые кажутся погружёнными в воду).

Обе техники предполагают наличие перегородок между клуазонами (ячейками, заполненными эмалью). Однако более низкие перегородки и затекание эмали создают впечатление отсутствия клуазонов. Такой эффектный приём эмалирования придаёт изображению характер живописного, выполненного цветной тушью.

Изображения карпов выполнены в сдержанной цветовой гамме оттенков кобальтового цвета, что подчёркивает близость декора к подглазурным росписям по фарфору.

Изображения карпов — традиционный мотив в японском искусстве, связанный с благопожелательной символикой карпа (символа силы и мужества).

Подобные предметы японского производства вызвали восхищение западных ценителей на Международных ярмарках в Чикаго (1893 г.) и Париже (1900 г.). Особое техническое мастерство состоит в заполнении эмалью больших участков фона — без видимых поддерживающих перегородок. Данная ваза представляет несомненную историко-культурную и художественную ценность.


Техника

Литье

Литье

Литьё – способ изготовления художественных произведений, скульптуры, культовых изделий, предметов бытового назначения при помощи заполнения специальной литейной формы жидким металлом или сплавом.

Из металлов чаще всего используются золото, серебро, бронза, латунь, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Они плавки и могут легко разливаться в формы.

Перед литьём мастер должен изготовить модель из воска, свинца, меди или дерева.

Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей, поскольку разные их части отливают по отдельности, а затем соединяют посредством спайки или привинчивания.

Считается, что лучшие отливки получаются по медным моделям, так как после канфарения (обработки изделия резцом или напильником после отлития) эти отливки выглядели так, будто были сделаны мастерами-чеканщиками.

Читать дальше

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Слово «клуазоне» (яп. сиппо, или «семь сокровищ») означает технику создания предметов из эмалированного металла, украшенных сложными узорами.

При работе в технике перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски, а образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой – эмалью.

После обжига поверхность гладко шлифуют, в результате чего металл с эмалью образуют ровную плоскость, а металлические перемычки создают определённый узор.

Этот способ эмалирования был особенно распространен в Японии. Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным. Сначала на него наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски, после чего все покрывается бесцветной прозрачной эмалью с глазурью в качестве защитного средства.

Читать дальше