Ваза клуазоне «Кирин, павлин и дракон»

KL1-08/15
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Мэйдзи (1868–1912)
  • Материал
    Металл, эмаль
  • Размер
    21.6 см × 21 см ×10.5 см
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: KL1-08/15

Ваза нетипичной для Японии луновидной формы с квадратным устьем и овальной ножкой. На двух сторонах вазы в картушах с однотонными фонами (бирюзовым и чёрным) помещены изображения мифологических животных. На чёрном фоне – белый дракон, на бирюзовом – феникс и кирин. Использована черная эмаль, очень редкий и сложный в изготовлении цвет. Боковые поверхности покрыты растительным и животным декором на фоне авантюриновой эмали (эмаль с включением крошек металлической фольги), также редкой и сложной в производстве эмалей.

Дракон, птица феникс и кирин (кит. Цилинь, единорог, вестник благоприятных событий, символ благополучия и удачи) - мифологические существа с благопожелательной и охранительной символикой, часто изображаются по отдельности. Наиболее распространённой в Китае

композицией является сочетание феникса и дракона (эта пара была связана с символикой императорского дома, женским и мужским началом). В Японии эта пара иногда расширяется до триады, включающей кирина и имеет более широкую благопожелательную трактовку.

Стилистические особенности и использование бирюзового цвета в эмали относят это изделие к работам мастерских г.Нагоя. К концу XIX века производство эмалей достигло высочайшего технологического и художественного уровня, превратившись в одну из наиболее доходных статей японского экспорта. Основанная в Нагое в 1871 году компания «Сиппо кайся» объединяла эмальеров, художников по лаку, декораторов фарфора и имела филиалы в Токио, Киото и Иокогаме. Компания просуществовала до 1890 года.

В комплекте имеется изготовленная на заказ коробка.

Техника

Литье

Литье

Литьё – способ изготовления художественных произведений, скульптуры, культовых изделий, предметов бытового назначения при помощи заполнения специальной литейной формы жидким металлом или сплавом.

Из металлов чаще всего используются золото, серебро, бронза, латунь, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Они плавки и могут легко разливаться в формы.

Перед литьём мастер должен изготовить модель из воска, свинца, меди или дерева.

Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей, поскольку разные их части отливают по отдельности, а затем соединяют посредством спайки или привинчивания.

Считается, что лучшие отливки получаются по медным моделям, так как после канфарения (обработки изделия резцом или напильником после отлития) эти отливки выглядели так, будто были сделаны мастерами-чеканщиками.

Читать дальше

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Слово «клуазоне» (яп. сиппо, или «семь сокровищ») означает технику создания предметов из эмалированного металла, украшенных сложными узорами.

При работе в технике перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски, а образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой – эмалью.

После обжига поверхность гладко шлифуют, в результате чего металл с эмалью образуют ровную плоскость, а металлические перемычки создают определённый узор.

Этот способ эмалирования был особенно распространен в Японии. Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным. Сначала на него наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски, после чего все покрывается бесцветной прозрачной эмалью с глазурью в качестве защитного средства.

Читать дальше