Коллекция антикварных цуба в оригинальном оформлении в виде световой ранмы

KYD14-14-07/14
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Эдо (1600–1868) Мэйдзи (1868–1912)
  • Материал
    Бронза, медь, золото, дерево
  • Размер
    Общие размеры экрана (панели): длина – 156,8 см; ширина – 31,4 см, толщина – 1,8 см.
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: KYD14-14-07/14

Световой экран, украшенный цуба, представляет собой изысканный антикварный предмет – декоративную деталь интерьера японского жилища. Традиционный японский дом не имел остекленных окон – вместо них использовались сёдзи, решетчатые панели-слайдеры, оклеенные плотной бумагой васи, рассеивавшие прямые солнечные лучи и создававшие внутри помещения уютную атмосферу полусвета / полумрака. Внутреннее пространство также модулировалось скользящими панелями фусума, раздвижными ширмами бёбу и разнообразными экранами цуйтатэ, в том числе – световыми. Последние нередко украшались прорезными изображениями, способствовавшими милой японскому сердцу игре светотени. Силуэтные картинки-перфорации могли использоваться и для стенных и потолочных панелей, а также как элемент декора мебели и предметов быта.

Данный световой экран примечателен тем, что его декоративную составляющую образует композиция из девяти стальных цуба (гард японского меча), вмонтированных в деревянную основу, выполненную из древесины японской шелковицы с очень красивой фактурой, акцентированной прозрачным лаком и полировкой. Экран состоит из девяти однотипных секций, заключенных в прямоугольную рамку. Верхняя часть каждой секции выполнена из реек, между которыми сохраняется пустое пространство; нижняя часть – массив древесины шелковицы с вмонтированными в него цуба.

Подобная конструкция, связывающая в единую форму деревянную основу с цуба, встречается весьма редко и представляет собой оригинальный дизайнерский прием: нетрадиционное сочетание элементов, сами по себе которые вполне традиционны, порождает игру образов и коннотаций, позволяющих в новом свете задуматься о приглушенной красоте и скрытом смысле старых вещей.

Представляется, что подобная игра несочетаемых ранеепредметов могла иметь место во вполне конкретный период японской истории – конец XIX – первая четверть

ХХ вв. Все цуба выполнены в едином стиле сукаси-бори - силуэтная перфорация, в сочетании с рельефной резьбой и патиной одинакового темно-серого цвета. Четыре цуба не имеют подписи мастера: «Бамбук», «Сосны», «Журавли»,«Краб»; три – подписаны «Этидзэн-дзю Кинаи саку» (изготовил Кинаи из провинции Этидзэн), «Цветущая слива», «Дракон», «Кролик и месяц»; одна – «Бусю-дзю Масацунэ» (Масацунэ из провинции Мусаси), «Паруса и ветер»; одна – «Сёами саку» (изготовил Сёами), «Колесо». Таким образом, пять цуба принадлежат к весьма известным школам (Кинаи, Кикугава и Сёами).

Вся подборка декоративных мотивов этих девяти цуба имеет акцентированный благопожелательный смысл и представляет собой своеобразную мольбу - обращение (оинори) к синтоистским божествам с просьбой о процветании и благоденствии дома. Во времена Эдо стальные цуба в стиле сукаси весьма ценились самураями как за практические качества (особая прочность), так и за эстетическое своеобразие. За нарочитой внешней грубостью стоит цельная философская система, отражающая и принципы дзэнского минимализма, и свойственная Синто поэтическая сосредоточенность на явлениях окружающей природы. В этом отношение эстетика сукаси-цуба очень близка и поэзии в стиле хайку, и монохромной живописи тушью. Отказ от избыточной «орнаментализации» и акцентирование линеарной, графической моделировки построения композиции позволяет с максимальной экспрессивностью подчеркнуть глубинную сущность изображаемого объекта. Многие эскизы для сукаси-цуба создавали не простые кузнецы-ремесленники (владевшие секретами ковки, но не имевших специальной художественной подготовки), а мастера дзэн или профессиональные художники-дизайнеры, представители таких прославленных школ живописи, как Кано, Тоса, Римпа и др.

Более подробная информация доступна по запросу.

Описание составлено по материалам, предоставленным научным сотрудником Музея Кунсткамера Синициным А.Ю.


Техника

Рельефная резьба по дереву

Рельефная резьба по дереву

Рельефная резьба – такой вид резьбы по дереву, при которой узор высоко возвышается над фоном изделия, при этом появляются тени в углублениях, что придает изделию объемность и разнообразие оттенков. Рельефная резьба по дереву является очень выразительным видом декоративно-прикладного искусства.

Читать дальше

Объемная гравюра по металлу

Объемная гравюра по металлу

Объемная гравюра по металлу - метод художественной обработки металлов, при котом выбирается определенный участок для рисунка, и далее металлическая поверхность вокруг изображения постепенно снимается резцом и полируется, а рисунок получается многослойным и объемным.

Данная техника трудоёмкая и сложная. Изделия, выполненные в данной технике, высоко ценятся. В сочетании с аппликацией золотой и серебряной фольгой, методом объемной гравюры получаются изысканные и парадные изделия, поражающие техничностью исполнения.

Читать дальше

Гравировка

Гравировка

Гравировка – один из древнейших способов обработки материалов (металла, камня, дерева и т. д.) резанием.

Резцом (штихелем) на поверхность изделия наносятся рисунки, надписи, узоры.

Благодаря умелому владению резными инструментами мастера в древние времена создавали уникальные произведения декоративно-прикладного искусства.

Старинные образцы гравировки оружия и ювелирных изделий и сейчас вызывают восхищение ценителей, ведь такие произведения являются штучными.

Читать дальше

Ручная художественная перфорация (сквозная резьба)

Ручная художественная перфорация (сквозная резьба)

Художественная или декоративная перфорация – метод художественной обработки металла, в процессе которого получается художественное изображение, созданное путем выдавливания сквозных отверстий в металлическом листе при помощи специальных инструментов. Перфорирование металлического листа осуществляется оригинальным образом, при котором нанесенные отверстия имеют разный размер и формы, а также различаются расположением на поверхности листа относительно друг друга, создавая неповторимый рисунок на металлической поверхности. Это оригинальный метод позволяет создать уникальный утонченный дизайн и работать как с крупными, так и с малыми формами.

Читать дальше