Гравюра «Двое в спальных покоях» Кацусика Хокусай

KH1-10/15
  • Мастер
    Кацусика Хокусай
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Эдо (1600–1868)
  • Материал
    бумага, краски, металлическая пудра
  • Размер
    53 х 42 см
  • Стоимость
    по запросу

Описание

Артикул: KH1-10/15

Перегравировка с оригинала 1814 г.

Гравюра относится к жанру «сюнга» - в дословном переводе – «весенние картины». Это название берёт начало от «весенних покоев» на женских половинах китайских и японских императорских дворцов, и – шире – культа плодородия, связанного с весенним обновлением природы.

Также эротические картины назывались «макура-э», «картины на подушке», что связано с обычаем куртизанок и проституток развлекать гостей подобными изображениями во время интимных свиданий. В общем, функция гравюр сюнга была эротической, развлекательной и даже образовательной (отдельные гравюры и целые альбомы дарились невестам перед свадьбой и часто передавались в семье от матери к дочери).

Жанр появился в XVII веке, первым крупным мастером сюнга является Хисикава Моронобу (1618-1694), создавший ряд книг с иллюстрациями, посвящённых сексуальной жизни в браке («Сокровища алькова»), рекомендациям по совместимости партнёров по гороскопу, и просто иллюстрировавших эротические забавы в женских покоях японского дома. Листы сюнга, как правило, переплетались в книги или альбомы.

Гравюра из коллекции Kasugai, большого формата обан, является разворотом альбома «Образцы влюблённых пар» («Эхон цухи но хинагата»), созданного мастером около 1814 года под псевдонимом Сисики Ганко. Двенадцать эротических цен на разворотах альбома дополнены текстами, рассказывающими о разнообразных

любовных и чувственных приключениях, анекдотах и случаях из жизни.

Лист имеет подзаголовок «Неукротимый лев», что является намёком на необузданный темперамент любовника. Кавалер изображён одетым в костюм, характерный для летнего фестиваля, на его голову накинут платок с большим красным иероглифом (обычно, на одежду или головные повязки участников праздничных шествий наносили название храма или профессионального цеха, к которому принадлежала группа танцоров или носильщиков паланкинов). За платок в виде козырька заправлен полураскрытый веер ооги, что также относит действие гравюры к жарким летним месяцам.

Считается, что эта серия сюнга стала вершиной творчества Кацусика Хокусай в жанре эротической гравюры. Искусствоведы отмечают чрезвычайную сложность композиций, линеарной проработки «ключевой доски» и изысканную цветовую гамму полихромной печати.

Из оригинального тиража альбома года сохранилось небольшое число экземпляров. Альбом несколько раз переиздавался при жизни Кацусика Хокусай, после смерти мастера было выпущено несколько альбомов с перегравированными иллюстрациями. Лист из коллекции KASUGAI является перегравировкой середины-второй половины XIX в., и также был смонтирован в альбом (о чём свидетельствует вертикальный сгиб на середине листа).

В целом, перегравировка XIX века полностью сохраняет художественный замысел Кацусика Хокусай, композиционное и колористическое решение гравюры, а также полностью воспроизводит текст прижизненных изданий альбома Хокусай.

Мастер

Кацусика Хокусай

Кацусика Хокусай

Кацусика Хокусай (31 октября 1760 (?) – 10 мая 1849) – художник гравюры укиё-э конца периода Эдо. Один из главных представителей культуры периода Касэй.

Среди произведений мастера есть известные «Тридцать шесть видов Фудзи» и «Манга Хокусая»; его творчество хорошо известно не только в Японии, но и во всем мире.

Читать дальше

Техника

Гравюра

Гравюра

Гравюра на дереве – уникальное явление в японской культуре. Техники такой гравюры были заимствованы из Китая. С 13 века из дерева вырезались буддийские амулеты, иконы.

Гравюра - это размноженный оттиск с деревянной дощечки, на которой с особой тщательностью вырезался определенный сюжет, продуманный художником до мельчайших деталей, чтобы в последствии отпечатать этот сюжет с использованием краски различных цветов. Количество цветов в гравюре увеличивалось по мере развития и совершенствования техники.

Читать дальше